художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему негородскому и несвоременному, по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки, одним словом, по той асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху. Характерная для эстетики конца XIX века тяга к средневековью, связанная с движениями национального возрождения, прекрасно уживалась со стилем ар нуво, и все-таки он был обращен в будущее

Принципы формообразования нового стиля.

Для отнесения предмета, здания или художественной работы к новому стилю, как отмечают специалисты, необходимо наличие трех составляющих: декоративных, волнистых линий; определенной тематики; подчеркнутой цельности замысла.

Стилистической особенностью ар нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Линия ар нуво, как пишет известный американский искусствовед Сюзанна А. Стерноу, является живой, пульсирующей, развивающейся силой, оживляющей неживое и передающей энергию декорируемой поверхности. Линии ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений [1, С. 16]. Фирменным знаком линии Арт Нову стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портье 1895 года.

Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. В классических образцах модерна мы видим, как архитекторы при проектировании интерьеров решали не только задачи организации пространства, но и в едином стилистическом ключе проектировали мебель для этих интерьеров, разрабатывали рисунки обоев и витражей, формы светильников и подсвечников, и даже сервизы посуды и наборы канцелярских приборов. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность.

Основательность, массивность, любой намек на постоянство или неподвижность - все эти качества противоречили стилю ар нуво. Отрицание художниками нового стиля господствовавшей в то время эклектики, а вместе с ней тяжеловесных форм, статичных и симметричных композиций привело к асимметричным композициям, элементы которых находились в динамическом равновесии. Живописи, скульптурным формам мастера модерна уделяли особое внимание. Они играли активную роль в общей композиции художественного произведения: выглядели объемно, контрастно выделяясь на плоскости стены, как бы "вырастая из нее". При этом они не разрушали ее целостности и общей тектоники интерьера. Чарлз Имз и Ееро Сааринён. Мебель для конкурса "Органический дизайн в мебилировке жилища" Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1940 г.

Поиск новых художественных средств, отказ от традиционных декоративных украшений, происходящие в то время научные и технические открытия, определили художникам путь к новым инженерно-конструктивным решениям, технологиям обработки материалов и производства изделий. Цвет, фактура и текстура материала, визуализация через напряженные линии работы конструкций стали предметом любования художников нового стиля, средством художественной выразительности в формообразовании изделий.

Период стиля ар-нуво (также модерн или югендстиль) приходится примерно на 1890-1914 года, модерн – отказ от викторианского стиля, исторических имитаций и возрождения. Он продемонстрировал тесную связь с изобразительным искусством, включил его в архитектуру и дизайн, главными материалами стали железо и стекло, появились новые тенденции электрического освещения и новые промышленные технологии. Стиль модерн извлекает формы из природы: цветы, виноградные лозы, ракушки, перья и крылья насекомых. Динамичный, закрученный, легкий и женственный. Лучше всего его определяют S-образные формы, что отличает этот период от более линейных и геометрических дизайнов периода арт-деко.