художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему негородскому и несвоременному, по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки, одним словом, по той асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху. Характерная для эстетики конца XIX века тяга к средневековью, связанная с движениями национального возрождения, прекрасно уживалась со стилем ар нуво, и все-таки он был обращен в будущее

Анри Ван де Вельде (Henry Van de Velde, 1863-1957 гг.),крупнейший бельгийский архитектор, дизайнер,теоретик и педагог. Один из основателей стиля ар нуво и лидеров Германского Веркбунда. 1880-1882 гг. изучал живопись в Академии художеств г. Антверпена. В 1884-1885 гг. продолжил учебу в Париже у Карлоса Дюрана. Уже в 30-х гг. с эмиграцией лидеров современных художественных течений из Европы и, прежде всего, из нацистской Германии США получили импульс в развитии искусства, архитектуры и дизайна.

С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается идеей создания целостной среды. Выступает в печати как художественный обозреватель. С1902 г. Ван де Вельде художественный советник по делам промышленности и прикладного искусства в Ваймаре. Здесь он организует семинар по прикладному искусству, а затем, в 1908 г. - Высшее училище прикладных искусств (Kunsgewerbschule), для которого в 1906 г. строит здание. В1917г. иммигрируете Швейцарию.

С 1921 по 1947 гг. работаете Нидерландах, Бельгии и затем снова в Швейцарии.

Анри Ван де Вельде. Кресло, Брюссель, 1898 г.

Период стиля ар-нуво (также модерн или югендстиль) приходится примерно на 1890-1914 года, модерн – отказ от викторианского стиля, исторических имитаций и возрождения. Он продемонстрировал тесную связь с изобразительным искусством, включил его в архитектуру и дизайн, главными материалами стали железо и стекло, появились новые тенденции электрического освещения и новые промышленные технологии. Стиль модерн извлекает формы из природы: цветы, виноградные лозы, ракушки, перья и крылья насекомых. Динамичный, закрученный, легкий и женственный. Лучше всего его определяют S-образные формы, что отличает этот период от более линейных и геометрических дизайнов периода арт-деко.