художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари, вроде кастрюли или сковороды, стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития, каким был самовар в России или спиртовая чаеварка в Англии). Открытый Беренсом способ перевода технических требований в пластические решения путем использования тех малых степеней свободы, которые представляет техника, свидетельствует о его большом художественном таланте. Кубисты не стремились воспроизвести внешность вещей с одной-единственной позиции; они обходят их кругом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пытались расширить пределы оптического видения. Кубисты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К трем измерениям пространства Возрождения кубизм добавил четвертое врем

Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ «фирменного стиля», получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности.

Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье.

Петер Беренс (Peter Berens, 1869-1940 гг.)

Крупнейший немецкий художник и архитектор, один из основоположников современного дизайна.

Родился в Гамбурге в аристократической семье. В1886-1889 гг. учился живописи в художественных школах Карлсруе и Дюссельдорфа. С 1891 г. работает в Мюнхене как живописец и график. Один из основателей Мюнхенского Сецессиона. С 1898г. начинает заниматься формообразованием промышленной продукции. Будучи директором художественной школы в Дюссельдорфе (1903-07) входит в группу основателей Германского Веркбунда. С 1907 г. - художественный директор концерна АЭГ. 1922-36 гг. - руководитель архитектурного отделения Венской академии художеств, в 1936 г. возглавляет архитектурное отделение Прусской академии художеств в Берлине. Автор большого числа архитектурных объектов. Среди них посольство Германии в Санкт-Петербурге, турбинный цех АЭГ, ставший хрестоматийным образцом промышленной архитектуры н.ХХ в. У Беренса начинали свою архитектурную деятельность В.Гропиус, Л.Мис ван дер Роз, Ле Корбюзье.

Петер Беренс. Интерьер столовой "Виллы Беренса" Дармштадт, 1901 г.

Емкость для зонтов, 1904 г.

Вторым рождением русского Модерна следует считать восьмидесятые годы двадцатого столетия. Понимание его сути как законченного стилевого решения породило небывалый всплеск интереса. Именно в это время в понятие Модерн был вложен смысл стиля эпохи, учитывавший русский менталитет. Модерн начинает делится на собственные подстили — рациональный Модерн, классический Модерн, неорусский Модерн и неоклассицизм с модернистским уклоном. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Именно это, вкупе с современными строительными технологиями и материалами — гипсокартон, пенобетон и многое другое, доступность исполнения, а также мода на квартиры-студии со свободной планировкой сделали Модерн популярным решением в интерьере квартиры или дома в наше время.