художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Петер Беренс и художественный стиль компании АЭГ.

Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс.

Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриальном обществе. Беренс отмечал, что техника имеет не меньше возможностей определять современный стиль, чем имели раньше волюнтаристские установки правящих классов.

В 1907 г., по предложению главы всемирного электро-технического концерна АЭГ Эмиля Ратенау, Беренс занимает пост ее художественного директора. Основанная в 1883 г. АЭГ, наряду с такими фирмами как "Ве-стингхозе", "Сименс", занимала одну из ключевых позиций в мире. Она производила динамо-машины, турбины, трансформаторы, электродвигатели для индустрии и все больше элетроприборов для домашнего хозяйства: вентиляторы, лампочки, чайники, электронагреватели. Производство АЭГ было оснащено самыми современными машинами, передовыми методами организации труда. АЭГ быстро становилась сверхмонополией с развитой сетью дочерних предприятий, банков, холдингов. В 1910 г. предприятия АЭГ насчитывали более 70000 служащих. Была создана специальная система обслуживания покупателей через распространенную по всему миру сеть филиалов, поэтому все острее становилась задача единства стиля изделий, их фирменной идентификации.

На посту художественного директора АЭГ Беренс активно занимается проектной деятельностью. С 1907 по 1914 гг. разрабатывает общий художественный стиль компании АЭГ. Он проектирует каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также Производственные здания и квартиры для рабочих. Особый упор он делал на потребительские свойства изделий. В начале XX в. бытовые электротехнические приборы представлялись большей части населения далеко небезопасным новшеством. Поэтому Беренс стремился очистить облик этих изделий от излишней "техноидности", сделать их более "человечными". В результате поисков он вышел на путь создания сериалов чайников путем варьирования их объема, немногих элементов геометрической формы, видов материалов, их покрытий и отделки. В основу универсальной программы были положены три модели электрочайника: две каплевидные с круглым и овальным дном и одна шестигранная - "китайский фонарик". Используя чистые геометрические фигуры, в сочетании с простой, но изысканной отделкой, Беренс открыл новый мир красоты технических продуктов, обладающих собственными, не заимствованными у художественного ремесла достоинствами.

Вторым рождением русского Модерна следует считать восьмидесятые годы двадцатого столетия. Понимание его сути как законченного стилевого решения породило небывалый всплеск интереса. Именно в это время в понятие Модерн был вложен смысл стиля эпохи, учитывавший русский менталитет. Модерн начинает делится на собственные подстили — рациональный Модерн, классический Модерн, неорусский Модерн и неоклассицизм с модернистским уклоном. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Именно это, вкупе с современными строительными технологиями и материалами — гипсокартон, пенобетон и многое другое, доступность исполнения, а также мода на квартиры-студии со свободной планировкой сделали Модерн популярным решением в интерьере квартиры или дома в наше время.