художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

В1907 году в Мюнхене в целях повышения качества промышленной продукции при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов. Создание Германского Веркбунда происходило под влиянием английского "Движения за связь искусств и ремесел", которое пропагандировал живший долго в Англии немецкий архитектор Герман Матезиус. Промышленная революция подорвала старый порядок. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, культуры подверглись кардинальному пересмотру. Потребность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917 г.) и Германии (1918 г.). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. Теория относительности Эйнштейна, беспроволочный телеграф Маркони, бензиновый автомобиль Венца, воздушные полеты братьев Райт, конвейер Форда, кинематограф.

Важным отличием нового объединения от английского была ориентация на современные условия промышленного производства. Веркбунд не только не был противником машин, но и искал реформы на пути к индустрии.

Фритц Хелмут Эмке. Плакат к выставке немецкого Веркбунда в Кельне, 1914 г.

Эмблема немецкого Веркбунда.

Вторым рождением русского Модерна следует считать восьмидесятые годы двадцатого столетия. Понимание его сути как законченного стилевого решения породило небывалый всплеск интереса. Именно в это время в понятие Модерн был вложен смысл стиля эпохи, учитывавший русский менталитет. Модерн начинает делится на собственные подстили — рациональный Модерн, классический Модерн, неорусский Модерн и неоклассицизм с модернистским уклоном. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Именно это, вкупе с современными строительными технологиями и материалами — гипсокартон, пенобетон и многое другое, доступность исполнения, а также мода на квартиры-студии со свободной планировкой сделали Модерн популярным решением в интерьере квартиры или дома в наше время.