художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Вместе с Мутезиусом учредителями Веркбунда были также художники и архитекторы - Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, либеральный политик Фридрих Науман, руководитель дрезденских мастерских Карл Шмидт.

В 1908 г. Германский Веркбунд насчитывал 489 членов, в 1912-м - чуть менее тысячи, в начале 30-х - свыше 3 тысяч. Постепенно в сфере Веркбунда оказались почти все немецкие архитекторы и художники-прикладники, признававшие современное промышленное производство XX века основой для художественного творчества. Рождение абстрактного искусства

Уже через три года после своего основания Германский Веркбунд с успехом выступил в ряде международных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современного промышленного производства [4, С.41]. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискуссии об эстетической сущности форм технических изделий и влиянии стандартизации на развитие искусства.

Особого влияния Веркбунд достиг в 1914 году с известной выставкой в Кельне, на которой наряду с серийной мебелью и предметами домашнего обихода были представлены мебель для спального вагона и модель фабрики из стекла и стали ученика Петера Беренса - Вальтера Гропиуса. Устремленная в будущее архитектура Гропиуса вызвала на выставке наибольшие дискуссии.

Описывая этот период в своей книге "Прикладное искусство", Мутезиус отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а, с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.

Почти с самого образования германского Веркбунда среди его членов были противоречивые взгляды. Одним из центральных вопросов в спорах была типизация изделий. Позицию Мутезиуса, что только в условиях типизации проектирования можно создавать индустриальные формы, недорогие серийные изделия с длительным сроком службы, не разделял другой лидер Веркбунда Анри Ван де Вельде. Он выступал в защиту индивидуального творчества проектировщика. Эту дискуссию прервала первая мировая война.

После первой мировой войны, в условиях растущих социальных проблем Веркбунд обратился к строительству квартир для рабочих и проектированию недорогих предметов обстановки. Своеобразно кульминацией стала выставка Веркбунда в Штутгарте 1927 года - "квартира" с жилым массивом "Вайсенхоф", ставшая форумом представителей современного и нового строительства.

Создание Веркбунда стало в Германии своеобразным водоразделом в художественном формообразовании - границей, после которой произошел переход от стиля "модерн" к современному промышленному дизайну.

Вторым рождением русского Модерна следует считать восьмидесятые годы двадцатого столетия. Понимание его сути как законченного стилевого решения породило небывалый всплеск интереса. Именно в это время в понятие Модерн был вложен смысл стиля эпохи, учитывавший русский менталитет. Модерн начинает делится на собственные подстили — рациональный Модерн, классический Модерн, неорусский Модерн и неоклассицизм с модернистским уклоном. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Именно это, вкупе с современными строительными технологиями и материалами — гипсокартон, пенобетон и многое другое, доступность исполнения, а также мода на квартиры-студии со свободной планировкой сделали Модерн популярным решением в интерьере квартиры или дома в наше время.