художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Принципиальное значение имела его статья "Орнамент и преступление" (1908 г.), воспринимаемая современниками как манифест пуризма. Отвергая украшательство как средство достижения эстетических целей, Лоос писал: "Орнамент, утеряв всякую органическую связь с нашей культурой, перестал быть средством ее выражения... Современный орнамент - без роду и племени, не имеет ни прошлого ни будущего"; он ведет лишь к "растрате рабочей силы и злоупотреблению материалом".

Здесь же Лоос высказывает очень важную для понимания сущности дизайна мысль о взаимосвязи долговечности выпускаемого индустриально изделия и его внешнего вида:"форма предмета может быть признана удовлетворительной, если мы считаем ее приемлемой в течение всего времени, что мы им пользуемся". Этим, по его мнению, объясняется, что костюм скорее выходит из моды, т.е. меняется его форма, чем меховая шуба, а бальное платье, рассчитанное на один раз, меняет свои формы скорее, чем письменный стол. "Нет ничего более отвратительного, чем вещь, рассчитанная на кратковременное использование, но производящая впечатление долговечной; попытайтесь себе представить не знающую износа дамскую шляпку или всемирную выставку с павильоном из белого мрамора".

Радикалистское убеждение Лооса о культе машины, об отказе от каких-либо нефункциональных украшений нашло благодатную почву в Германии и привело к созданию немецкого Производственного союза Веркбунд.

Адольф Лоос (Adolf Loos, 1870-1933 гг.), известный австрийский архитектор и публицист в области архитектуры, промышленного искусства и художественного ремесла; один из пионеров рационализма в европейской проектной культуре.

Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций. Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.