художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Первые идеи функционализма в Европе. Германский Веркбунд.

Переход от ручного труда к промышленному производству в Германии произошел лишь в 1862 году, почти на 100 лет позже, чем в Англии и Франции. Однако спустя несколько десятилетий Германия, страна ремесленников и крестьян, стала не только промышленным государством, но и лидером века, обогнав Францию и даже Англию.

В это время в Германии были созданы первые бюро дизайнерского типа в крупнейших промышленных фирмах и межведомственные производственные союзы, объединившие художников, промышленников и экономистов. Тем самым сложились теоретические концепции и организационные структуры, характерные для дизайна как новой профессии.

Адольф Лоос - предтеча европейского функционализма.

Культ машины - центральная тема теоретических произведений Райта - был с готовностью подхвачен в Европе начала XX в. Ар нуво все больше утрачивает свои позиции. Венские архитекторы, работая в лениарном стиле все больше тяготеют к авангарду.

Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Адольфа Лооса и в особенности его полемические статьи. В них Лоос выступает с яростной критикой украшательства, предвосхищая появившиеся десятью годами позже творения конструктивистов и функционалистов.

Сын ремесленника, резчика по камню, Адольф Лоос родился в чешском городе Брно. После окончания Дрезденского политехнического института он на три года уезжает в США, где знакомится с лучшими постройками Чикагской школы. Возвратившись в Европу, Лоос с 1896 года поселился в Вене, где начал заниматься архитектурной практикой. Его первые интерьерные работы уже показывают стремление к строгой простоте, сочетающееся с высокой культурой детали и подлинным пониманием свойств материала. Бар Кцртнера в Вене (1907 г.) стал его настоящим шедевром. С 1897 г. он выступает как теоретик и полемист, начав непримиримую борьбу с Венским Сецессионом.

Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций. Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.