художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Главный модерный мотив – цветы. Экзотические и броские, нежные и изящные, цветы украшали все: колонны, потолки, дверные проемы, стены, обои и, конечно, текстиль. Все части интерьера в стиле модерн стремятся к единству, плавно перетекают друг в друга, соединяются гибкими линиями. Настроение модерного интерьера переменчиво и создается деталями, поэтому значительное место в нем отводится нишам, полкам, стеллажам, на которых размещаются книги, альбомы, сувениры.

Чикагская архитектурная школа

Изобретение парового лифта (первый образец был установлен в Нью-Йорке в 1857 г.), а вслед за ним и открытие электричества (1880 г.) практически решало проблемы подъема на большую высоту. Однако традиционная строительная технология, связанная с камнем или кирпичей стала препятствием роста зданий в высоту. Используя строительную технику, уже апробированную на промышленных пакгаузах, архитекторы чикагской школы попытались заменить несущие стены стальной конструкцией. Новшество имело успех и очень скоро получило распространение. Необремененные вековыми традициями американские архитекторы оказались в архитектурном авангарде при разработке оригинальных решений, связанных с технологией строительства жилых помещений и вызванных к жизни технической революцией. Небоскреб стал наглядным символом превосходства американской экономики.

Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в к. 70-х гг. в Чикаго и известное под названием Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством.

Значение Чикагской школы для истории архитектуры состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. С поразительной смелостью архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое.

Основатель Чикагской школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) до того, как стать архитектором, был инженером. Видимо поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. В мастерской Дженни прошли подготовку многие будущие архитекторы Чикаго, в том числе и Луис Салливен.

Луис Салливен (1846-1924), архитектор, публицист, является одним из самых известных представителей Чикагской школы. Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. Из традиционных архитектурно-оформительских приемов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах.  При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных  объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря - свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей... Всюду и всегда форма следует за функцией - таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма». Так возникла формула Салливена "Форма следует за функцией", ставшая позже лозунгом функционалистов.

Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций. Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.