художники-модернисты новый стиль Ар Нуво Дизайн Макинтоша Коломан Мозер Отто Вагнер профессия дизайнера Фрэнк Ллойд Райт Культ машины Производственный союз Веркбунд Петер Беренс Римершмидт художественно-промышленныемастерские

Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему негородскому и несвоременному, по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки, одним словом, по той асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху. Характерная для эстетики конца XIX века тяга к средневековью, связанная с движениями национального возрождения, прекрасно уживалась со стилем ар нуво, и все-таки он был обращен в будущее

Чарлз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh, 1868-1928 гг.) шотландский архитектор, дизайнер и художник, лидер известной "школы Глазго", один из основателей "стиля 1900"в Великобритании. Без объяснений мы никогда бы не смогли понять содержания резной композиции, в которую вложено так много труда и любви. Так часто проиходит с искусством аборигенов. Маска на илл. 28 может привлечь нас своим остроумием, но ее смысл далек от юмористического.

Родился в Глазго. С1885 по 1892 гг. обучался архитектуре у Ф.Ньюбери и практиковался у архитектора Дж. Хатчинсона. В1889 году окончил Школу искусств в Глазго. Первый архитектурный объект - башня здания "Глазго Геральд" (1893 г.). Наиболее значимые архитектурные объекты - Школа искусств (1897-1899 гг.), церковь Куинс-Кросс (1898 г.) в Глазго. Одновременно занимается дизайном мебели и интерьера. Получили широкую известность работы в области мебели, дизайна жилища и интерьеров чайных салонов. Дизайн Макинтоша считается одной из вершин европейского модерна. Спроектированные им светильники, камины, часы и, в особенности, стулья с характерной высокой спинкой-ширмой отличаются строгостью, особой стройностью, изысканностью пропорций. Их формы намного опередили свою эпоху, они современны и выпускаются по сей день итальянской фирмой "Касина".

Чарлз Ренни Макинтош. Стул, Глазго, 1900 г.

Стул для Хил-Хаус, Хеленбург, 1902 г.

В 90-х годах прошлого века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведениисоединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.