промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Традиционные культурные площадки - музей, театр, библиотека, концертный зал и выставочный зал - уходят корнями в глубокую древность. Современную институциональную форму они приобрели в основном в XVIII веке, в Эпоху Просвещения, а в XIX веке, в апогее промышленной революции, эти учреждения превратились уже в некие храмы, охраняющие культуру от разрушительного давления чуждой ей реальности. Тема враждебности индустриального и культурного проходит через весь XIX и первую половину ХХ века, через романтизм, реализм и большинство ответвлений модернизма.

Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.

Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триумфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими деятелями культуры отрицательно. Его эстетического значения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте.

В Эйфелевой башне впервые удалось достичь столь полного взаимного проникновения внутреннего и внешнего пространства. Этот эффект можно оценить при спуске по спиральной лестнице, когда видно, как очертания устремленных ввысь конструкций пересекают  раскинувшийся внизу ландшафт - деревья, дома, церкви и изгибы Сены. Точка зрения наблюдателя непрерывно изменяется и возникает мгновенное впечатление четырехмерного пространства.

Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг., был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.

В грандиозных выставках отразились существовавшие тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные возможности индустрии. Индустрия "объединит человечество", - приблизительно так мечтал в 1850 г. английский принц-консорт Альберт. В начале бурного развития промышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных мировых проблем.

рустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке был построен в 1850—1851 из железа и стекла к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м., протяжённостью 564 м и высотой до 33 м, выстроенный под руководством Джозефа Пакстона, вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сайденхем-Хилл. 20 ноября 1936 Хрустальный Дворец был уничтожен пожаром и не восстанавливался