промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. В самом большом зале биржи были собраны машины и орудия труда, в других залах демонстрировалась продукция российских мануфактур. Выставку посетило более 100 тыс. человек. Она положила начало целому ряду промышленных выставок, прошедших в Москве (1831 г., 1835 г. , 1843 г., 1853 г., 1865 г., 1882 г.), Петербурге (1833 г., 1839 г.,1849 г., 1861 г., 1870 г.), Варшаве (1841 г., 1857 г.) и др. городах России. В "Уставе промышленности", вошедшем в "Свод законов Российской империи" в условиях организации выставок были изложены требования к промышленности и ее продукции, которые во многом созвучны положениям современного дизайна. При оценке производителя (фабричного заведения) особое внимание обращалось:

на пользу, приносимую заведением тому месту, где оно существует, и окрестностям;

на технические нововведения, улучшенные и упрощенные приемы, иностранные или самим производителем или кем-либо из его мастеров придуманные;

на важность и употребительность изделий;

на возможность производства изделия лучшего качества, если бы на них оказалось требование.

На заседании Правительства Москвы еще несколько зданий включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. Среди них – особняк Н.Н. Медынцева в Померанском переулке, построенный в 1907 году по проекту мастера русского модерна архитектора Воскресенского. В этой связи можно говорить, что до сих пор архитектурное наследие Москвы должным образом не учтено и не сберегается – даже музея модерна и его наиболее ярких представителей нет