промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

Развитие русской технической науки начала XIX века. Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой, особенно после победы над Наполеоном. Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были восприняты основные идеи и методики "прикладной (практической) механики", назначение которой видели в приложении к конкретным машинам и механизмам общей теоретической, или "рациональной", механики (кстати, отсюда были перенесены на эстетику и в теорию искусства понятия "рациональная (практическая) эстетика", "прикладное искусство" и т.д.). Аналогом Парижской политехнической школы был Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810 году. Здесь готовились не только будущие инженеры по строительству дорог, мостов, транспортных средств, но и будущие преподаватели многих специальных технических дисциплин. До революции 1917. года институт выпустил свыше 5 тыс. высокообразованных специалистов, заложивших основы русской инженерной школы.

Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно-технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. Наиболее серьезными из них были "Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки".

В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ставившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический. Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные выставки машин и приборов.

На заседании Правительства Москвы еще несколько зданий включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. Среди них – особняк Н.Н. Медынцева в Померанском переулке, построенный в 1907 году по проекту мастера русского модерна архитектора Воскресенского. В этой связи можно говорить, что до сих пор архитектурное наследие Москвы должным образом не учтено и не сберегается – даже музея модерна и его наиболее ярких представителей нет