промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

У. Моррис во многом выступил как последователь Рескина, восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты". Вместе с тем Моррис пошел значительно дальше. Он предложил практическую программу создания нового стиля жизни, дал, хотя и утопическую, но довольно живую картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. Эстетическая концепция была изложена Моррисом в 35 лекциях по вопросам искусства и литературы, прочитанных в разных городах Англии с 1877 по 1894 год. Он опирался на следующие положения. Каждая эпоха и внутри нее каждое поколение людей получают в наследство все богатство накопленной человечеством культуры, у них примерно равные художественные возможности,  способности к восприятию красоты и воплощению этой красоты в продуктах своего труда. В истории человеческого общества нет более или, наоборот, менее одаренных в художественном отношении эпох. Различия между поколениями заключаются в форме выражения их способностей. Так, в средние века художественное творчество было  доступно большому числу людей, поскольку они жили почти натуральным хозяйством и сами должны были создавать для себя и своего ближайшего окружения предметы обихода и здания. История искусства свидетельствует о высоком качестве тогдашних вполне рядовых произведений. Затем началось разделение на профессиональных мастеров и на остальную часть населения, потребляющую результаты их труда. Необходимое художественное самовыражение народа начало нарушаться. Здесь Моррис также критикует эпоху Возрождения за элитарность, отмечая при этом: "Я не хочу, чтобы искусство служило немногим, так же как образование или свобода". И далее: "Какой прок от искусства, если не все могут в нем участвовать?" Данное положение Морриса довольно спорно и уязвимо по отношению к роли профессионального искусства в развитии культуры,  хотя и верно, когда он сближает художественную деятельность с "выражением человеком своего удовольствия, получаемого трудом".

В эстетической теории Морриса четко выражен ремесленно-трудовой принцип объяснения природы искусства. Моррис определил как первооснову искусства художественные ремесла, из которых, по его мнению, вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Он считал, что любой человек способен к пластическому творчеству, подобно тому, как он способен к речи, хотя это требует особых навыков, обучения условному языку искусства. К художественно-творческому труду должны быть привлечены все люди.

Для Морриса было важно все предметное окружение, без деления его на эстетически ценное и обыденное, грядовое. Он специально обращался к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими непосредственно в процессе обычного труда. Это было непривычно для его Современников, в том числе и для художников-прерафаэлитов, все больше замыкавшихся в отвлеченном символизме и декоративизме.

Упадок в архитектуре и прикладном искусстве середины XIX века (с которым в Англии пытались бороться Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис перешел в 90-х годах в глубокий кризис всего художественного производства. Центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции в это время становится Германия, быстрое техническое развитие которой дало необычайный стимул развитию самосознания ведущих буржуазных слоев и способствовало консолидации общественности страны