промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

Самыми знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых граждан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы (от 7 до 35 шиллингов) и были по карману людям со средним достатком.

При создании тканей, обоев, ковров и прочих элементов интерьера художники черпали вдохновение, в основном, в растительном и животном мире.

Пример Морриса вдохновил других художников и ремесленников на создание подобных групп, объединившихся под общим названием Движение "Искусства и ремесла". Одной из самых влиятельных групп движения стала "Гильдия века", созданная в 1882 г. Артуром Макмердо. Очарованный плавными, струящимися линиями и естественными формами творений Морриса, Макмердо начал создавать невероятно элегантные узоры, состоящие из удлиненных изогнутых элементов. Именно его многие исследователи считают создателем характерного и столь хорошо узнаваемого языка ар нуво. Первым произведением состоявшегося стиля модерн в области графики стало оформление книги "Городские церкви Рена", Макмердо (1883 г.) Цветы и вытянутые стилизованные фигурки птиц по краям создают на титульном листе динамичный изящный узор. Стебли цветов изгибаются, словно водоросли, колеблемые невидимым течением. Архитекторы "Движения искусств и ремесел" обращали взоры в ностальгическое прошлое, доиндустриальную эпоху с ее простыми кирпичными и каменными сельскими жилищами, и черпали вдохновение в богатых традициях английской архитектуры.

Собственный дом Морриса "Ред хауз", спроектированный в 1859 г. специально для него его другом архитектором Ф. Уэббом, имел облик средневекового жилища, был декорирован и обставлен вещами, сделанными по проектам самого хозяина. "Ред Хауз" не только повлиял на проектирование частных домов, но и служил примером целостной организации среды обитания человека. В проекте собственного жилища Моррис отказался от господствовавшего тогда в архитектуре эклектичного стиля, использовав элементы, типичные для старинных английских загородных домов.

Упадок в архитектуре и прикладном искусстве середины XIX века (с которым в Англии пытались бороться Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис перешел в 90-х годах в глубокий кризис всего художественного производства. Центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции в это время становится Германия, быстрое техническое развитие которой дало необычайный стимул развитию самосознания ведущих буржуазных слоев и способствовало консолидации общественности страны