промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

Михаэль Тонет. Кресло модель № 14,1859 г.

Внешний вид, устройство для сгибания спинки.

выгибание дерева любых пород химико-механическим способом.

Стул "Модель 14" вобрал в себя весь огромный художественный и ремесленный опыт Тонета, став своеобразной кульминацией его творчества. Лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня: нарисованный одним росчерком, он будто создан для того, чтобы служить графическим символом. Стул "Модели 14" имел всего шесть деталей. Сократив их сечение до минимального, Тонет полностью использовал физико-механические возможности дерева и получил легкую, пружинящую, но стабильную конструкцию. В ящик объемом 1 куб. м можно было упаковать 36 стульев. Стул "Модель 14", как большинство других предметов программы Тонета, при функциональном контакте с человеком волшебным образом "исчезал", сообщая о своем существовании лишь через позу сидящего. Очевидно, именно в этом и заключается тайна долговечности формы мебели Тонета, способной вписаться в интерьеры разных стилей. "Венский стул" стал своего рода точкой опоры в дизайнерских поисках поборников эстетики рационализма.

Михаэль Тонет. Стул модель № 14 ("Венский стул"), 1859 г.

Упадок в архитектуре и прикладном искусстве середины XIX века (с которым в Англии пытались бороться Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис перешел в 90-х годах в глубокий кризис всего художественного производства. Центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции в это время становится Германия, быстрое техническое развитие которой дало необычайный стимул развитию самосознания ведущих буржуазных слоев и способствовало консолидации общественности страны