промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратила в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Резуль­татом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн, как самостоятельная проектно-художественная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечиваю­щих весь творческий процесс создания дизайнерского про­изведения, начиная от эскизного представления первона­чального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями. Центральное место среди профессиональных средств ди­зайнера по праву занимает графическое изображение.

Михаэль Тонет (Michael Thonet (1796-1871 гг.) - выдающийся мастер-художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины. Его технология открыла новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании мебели.

Родился в Боппарде-на-Рейне. Освоив ремесло столяра, в 1819 г. открывает мебельную мастерскую. В результате многочисленных экспериментов разрабатывает промышленный технологический метод гнутья древесины химико-механическим способом. На его основе Тонет создает в 1835-40-х гг. необычайной формы кресла и стулья из гнутых клееных полос. В 1842 г. М.Тонет по приглашению австрийского канцлера Меттерниха переезжает в Вену, где проектирует мебель для Лихтенштейнского дворца. Работы Тонета с успехом экспонируются на промышленных выставках в Австро-Венгрии, он получает медали на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, (1851 г.), Париже (1855 г.,1867 г.).

Программа Тонета была ориентирована на унификацию изделий и включала около двух десятков базовых образцов (стулья), каждый из которых дополняется другими изделиями (кресло, диван, качалка, вешалка, столик). Для каждого комплекта мебели предусматривалось 8-10 исполнений (из различных пород дерева и с разной отделкой). В целом это составляло около 600 вариантов изделий.

Упадок в архитектуре и прикладном искусстве середины XIX века (с которым в Англии пытались бороться Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис перешел в 90-х годах в глубокий кризис всего художественного производства. Центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции в это время становится Германия, быстрое техническое развитие которой дало необычайный стимул развитию самосознания ведущих буржуазных слоев и способствовало консолидации общественности страны