промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Традиционные культурные площадки - музей, театр, библиотека, концертный зал и выставочный зал - уходят корнями в глубокую древность. Современную институциональную форму они приобрели в основном в XVIII веке, в Эпоху Просвещения, а в XIX веке, в апогее промышленной революции, эти учреждения превратились уже в некие храмы, охраняющие культуру от разрушительного давления чуждой ей реальности. Тема враждебности индустриального и культурного проходит через весь XIX и первую половину ХХ века, через романтизм, реализм и большинство ответвлений модернизма.

Идеи Джона Рескина

В условиях широкого распространения индустриального производства в среде интеллектуальной элиты распространилось, тем временем, недовольство последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, уже не говоря о качестве жизни в целом.

С резкой критикой наступающей эпохи индустриального общества выступал английский искусствовед Джон Рескин (1819-1900 гг.). Он принадлежал к поколению поздних английских романтиков, был хорошим художником-графиком, поэтом, публицистом, искусствоведом. Свои взгляды на искусство он изложил в книгах "Современные живописцы", "Семь светочей архитектуры", "Камни Венеции", "Лекции об искусстве".

В своих книгах, статьях, написанных в жанре эссе, особенно в публичных лекциях об искусстве, сопровождавшихся показом диапозитивов (что было новым для тех лет), он вел образный и широкий разговор об эстетическом, подчеркивая, что искусство является комплексной творческой деятельностью.

Рескин высоко оценивал художественную нерасчлененность архитектуры, изобразительного искусства  и предметной среды средневековья. Этой нерасчлененностью вдохновлялись английские прерафаэлиты, программе которых Рескин посвятил несколько специальных работ. Но дальнейшее разделение труда на элитарно-творческий и неквалифицированный, чисто исполнительский труд, по мнению Рескина, привело к необратимым и печальным последствиям. В книге "Камни Венеции" он писал: "Людей можно бить, заковывать в цепи, мучить, надевать на них ярмо, как на скотину, уничтожать, как летних мух, но все-таки в одном, в лучшем смысле, они остаются свободными. Убивать же их душу,  вытесывая бесформенные, гниющие поленья из стволов их человеческого разума, обращать... плоть и кровь в простые ремни для связки машин - вот истинное рабовладение".

Там же он анализировал различие между отвлеченным научным познанием и художественным постижением жизни: наука рассматривает отношение вещей и явлений между собой, а искусство ставит вещи в отношение к человеку, определяет, что они значат для человека.

Викториа?нская эпо?ха — период царствования Виктории (1837-1901), королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии. Характерными чертами эпохи стали промышленная революция и развитие капитализма, а также строгий моральный кодекс английского общества, закрепивший консервативные ценности, рост колониальной экспансии Англии в Азии и Африке. Типичными писателями викторианской эпохи являются Конан Дойл, Редьярд Киплинг, Роберт Льюис Стивенсон, Льюис Кэрролл.