промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Традиционные культурные площадки - музей, театр, библиотека, концертный зал и выставочный зал - уходят корнями в глубокую древность. Современную институциональную форму они приобрели в основном в XVIII веке, в Эпоху Просвещения, а в XIX веке, в апогее промышленной революции, эти учреждения превратились уже в некие храмы, охраняющие культуру от разрушительного давления чуждой ей реальности. Тема враждебности индустриального и культурного проходит через весь XIX и первую половину ХХ века, через романтизм, реализм и большинство ответвлений модернизма.

С 1855 года Земпер возглавляет кафедру архитектуры в Высшей технической школе в Цюрихе. Здесь в 1860-63 годах был издан главный теоретический труд его жизни "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика" - исследование исторических закономерностей формообразования в искусстве, где аргументируется мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения. Земпер исследует различные виды прикладных искусств, обосновывает первичность "технических искусств" (ремесел) по сравнению со "свободными" искусствами и архитектурой.

Педагогическую и теоретическую работу Земпер сочетал с архитектурной практикой. Он проектирует главное здание цюрихской Высшей технической школы (1858-1864 гг.), Концертный, зал в Мюнхене (1864-1869 гг.), Художественный институт, Естественно-научный музей, перестройку дворца Хофбург в Вене (1868-78), ратуша в Винтертуре (1865-1866 гг.), новый Оперный театр в Дрездене (1871-1887 гг.). Как архитектор-практик Земпер оставался верным принципам историзма, вдохновляясь образцами зодчества Древнего Рима, итальянского Ренессанса, барокко. В Дрездене, исторический центр которого в значительной степени сформирован постройками Земпера, в 1892 г. ему установлен памятник.

Готфрид Земпер (Gottfried Semper, 1803-1879 гг.)

Выдающийся немецкий архитектор, теоретик архитектуры и промышленного искусства, один из пионеров дизайна. В сер. XIX в. одним из первых сформулировал проблему связи эстетики и техники. Его теоретические труды, опередившие свое время, послужили основой для формирования в проектной идеологии рационализма, сыграли большую роль в развитии промышленной культуры в Германии, Англии и др. европейских странах в к. ХIХ - н. ХХ вв.

Викториа?нская эпо?ха — период царствования Виктории (1837-1901), королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии. Характерными чертами эпохи стали промышленная революция и развитие капитализма, а также строгий моральный кодекс английского общества, закрепивший консервативные ценности, рост колониальной экспансии Англии в Азии и Африке. Типичными писателями викторианской эпохи являются Конан Дойл, Редьярд Киплинг, Роберт Льюис Стивенсон, Льюис Кэрролл.