промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Традиционные культурные площадки - музей, театр, библиотека, концертный зал и выставочный зал - уходят корнями в глубокую древность. Современную институциональную форму они приобрели в основном в XVIII веке, в Эпоху Просвещения, а в XIX веке, в апогее промышленной революции, эти учреждения превратились уже в некие храмы, охраняющие культуру от разрушительного давления чуждой ей реальности. Тема враждебности индустриального и культурного проходит через весь XIX и первую половину ХХ века, через романтизм, реализм и большинство ответвлений модернизма.

Конец XIX века. Зарождение новой философии формообразования.

Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных "вечных" принципов формообразования.

Слово «ярмарка» (fair) в английском языке произошло от латинского слова «feriae», что означает «праздник» [2]. Среднеанглийское слово «feire», означающее собрание людей через регулярные промежутки времени для обмена или продажи товаров, имеет ровно то же значение, что и современный термин (периодическое собрание для продажи товаров, часто с шоу-программой или развлечениями, в месте и во время, определяемыми традицией).

Интегральность процесса находит отражение в организационной (цеховой) структуре сферы производства. Так, архитекторы и скульпторы входят в цех каменщиков, живописцы — в цех аптекарей. Интегральность находила отражение также в большинстве европейских языков, в которых понятия «искусство» и «ремесло» обозначаются одним словом. Результатом интегральности являлось стилистическое единство предметного мира (стили романский, готический и т.д.).

XVI— XVII века.
Распадается цеховая структура. Организуются художественные академии (Италия — Рим, 1542 и 1577; Флоренция, 1560; Франция — Париж, 1648 и 1671). Распадается стилистическое единство предметного мира: стили XVII века существуют параллельно и не распространяются на все сферы жизни (барокко, классицизм).

XVIII—XVIII века.
Возникают капиталистические мануфактуры. Процесс дезинтеграции находит отражение в языке: появляется термин «декоративное искусство». В конце XVII века создаются ремесленные школы и инженерные институты (Институт гражданских инженеров в Англии, Политехнический институт в Париже и т.д.). Идет дальнейшее дезинтегрирование стилистического единства (стили рококо, классицизм XVIII века и т.д.). Таким образом, к началу эпохи машинного производства процесс воссоздания предметного мира протекает в трех самостоятельных сферах деятельности, уже обособившихся друг от друга:

XIX
~ в сфере ремесла, еще связанного с прикладным искусством, в которой воссоздается как бы плоть предметного мира — здания, предметы быта, украшения и т.д.;

~ в сфере «чистого» искусства, где воспроизводится духовная культура эпохи;

~ в сфере техники, где создаются машины, обслуживающие область материального производства и потребления.

 

рустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке был построен в 1850—1851 из железа и стекла к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м., протяжённостью 564 м и высотой до 33 м, выстроенный под руководством Джозефа Пакстона, вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сайденхем-Хилл. 20 ноября 1936 Хрустальный Дворец был уничтожен пожаром и не восстанавливался