Выставки в эпоху промышленной революции

Задачи по электротехнике
Развитие русской
технической науки
Основы машиностроительного
черчения
Современные интерьеры
общественных зданий
Cоздание рабочих клубов
Интерьеры  ЦДА
Фрагменты зала с люстрой
Советская архитектура
Интерьеры кинотеатров
Барьеры амфитеатра
Построение зала
Театр
Нужна ли архитектура
театру?
Театр на Таганке в Москве
Новаторский характер интерьера
Брутальный характер архитектуры
Национальный театр в Лондоне
Крупные  вузовские комплексы
Читальный зал
Библиотека
Аудитории
Библиотека в Калифорнии
Испанская архитектура
Монументальность архитектуры
Эмоциональный потенциал
архитектуры
Эмоциональное воздействие архитектуры
Психолог Л. Выгодский
Современные науки о человеке
Художественный языку архитектуры
Пространство — центральная проблема архитектуры
Мировая практика истории архитектуры
Церквь монастыря Ля Туретт
Египетские храмы
Крестово-купольные храмы
Церквь Покрова
Успенский собор
Усадьба Архангельское
Общие виды парка
Об условном развитии
пространства
Художественный образ
Форма основного объема
Средневековая  капелла
Колонный зал Дома Союзов
Капелла Роншан
Вселенский собор
Интерьер  храма Покрова на Нерпи
Тектонические представления
Монументальная  живопись
Кессоны
Ионический  фриз Парфенона 
Нарисованное голубое небо
Триглифы Парфенона
О масштабе и образе
Язык архитектуры
О  компонентах интерьера
Дизайн архитектурной среды
Промышленные выставки
Стиль модерн Ар Нуво
Формирование дизайна
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Форма, материал, цвет
 

Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству С конца XVIII в. систематически проводятся национальные промышленные выставки на Марсовом поле в Париже. Первая выставка французских промышленных товаров состоялась в сентябре 1798 г. Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Хрустальный дворец, как отмечает известный теоретик архитектуры З. Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Новая архитектурная форма хрустального дворца контрастировала с убранством его интерьеров, напоминавших огромный, богатейший, но традиционный магазин, склад товаров. Для всемирной выставки 1867 г. на Марсовом поле возводится грандиозное здание - "Дворец промышленности". Эллипсовидный в плане, 490 м в длину и 386 м в ширину, он имел семь концентрических галерей, повторяющих очертания элипса. Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триумфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими деятелями культуры отрицательно. Его эстетического значения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа. Парижская выставка 1889 г. была приурочена к 100-летию французской революции. Ее главным символом стало триумфальное сооружение Эйфелевой башни, превышавшего в то время все высотные сооружения мира. Ф.Дютерт, В.Контамен. Дворец машин на всемирной выставке в Париже, 1889 г.[an error occurred while processing this directive] Вход и интерьер французского павильона.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Чарлз и Франк "Дюрей, Дюржа", первый американский автомобиль, 1893 г. Следуя законам рациональности в организации формы, такое формообразование существует практически вне общепринятых художественных канонов и стилей, и его название как "инженерный стиль" можно дать ему лишь с определенной условностью. Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных архитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным. Пришедшие в промышленность художники в целях повышения эстетических качеств серийно выпускаемых изделий занимались их украшением. При этом они зачастую имитировали ручную работу. Выпускаемые большими тиражами такие украшения демонстрировали дурной вкус. Активное участие в подготовке первой Всемирной промышленной выставки принимал немецкий архитектор Готтфрид Земпер, который в это время находился в эмиграции в Англии. Работая в тесном контакте с ее организаторами - принцем Альбертом и художником-прикладником Г.Колем над общей концепцией выставки 1851 года, Земпер проектирует экспозиции Канады, Египта, Швеции, Дании. Педагогическую и теоретическую работу Земпер сочетал с архитектурной практикой. Он проектирует главное здание цюрихской Высшей технической школы (1858-1864 гг.), Концертный, зал в Мюнхене (1864-1869 гг.), Художественный институт, Естественно-научный музей, перестройку дворца Хофбург в Вене (1868-78), ратуша в Винтертуре (1865-1866 гг.), новый Оперный театр в Дрездене (1871-1887 гг.). Готфрид Земпер родился в Гамбурге в семье купца. По окончании Геттингенского университета изучает архитектуру в Мюнхене (1825 г.) и Париже (1826). Искусство Среднего Царства В постедние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное государство ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, познее отождествлённый с древним богом Ра. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ.

Рескин высоко оценивал художественную нерасчлененность архитектуры, изобразительного искусства и предметной среды средневековья. Этой нерасчлененностью вдохновлялись английские прерафаэлиты, программе которых  Рескин посвятил несколько специальных работ. Когда в 1851 году в центре Лондона был возведен Хрустальный дворец, Рескин очень скептически отнесся к его внешнему виду, назвав гигантским парником, украшенным двумя трубами. Джон Рескин не признавал продукцию массового производства, резко критиковал прошедшие Всемирные выставки в Лондоне и Париже и призывал вернуться к ремеслам. Программа Тонета была ориентирована на унификацию изделий и включала около двух десятков базовых образцов (стулья), каждый из которых дополняется другими изделиями (кресло, диван, качалка, вешалка, столик). Стул "Модель 14" вобрал в себя весь огромный художественный и ремесленный опыт Тонета, став своеобразной кульминацией его творчества. Лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня: нарисованный одним росчерком, он будто создан для того, чтобы служить графическим символом. Моррис, как и Рескин, принадлежали к художникам группы прерафаэлитов - художников-новаторов, выступивших против засилья академических традиций и искавших вдохновения, ориентируясь на искусство, а затем и на ремесла средневековья. Пример Морриса вдохновил других художников и ремесленников на создание подобных групп, объединившихся под общим названием движение "Искусства и ремесла". В эстетической теории Морриса четко выражен ремесленно-трудовой принцип объяснения природы искусства. Моррис определил как первооснову искусства художественные ремесла, из которых, по его мнению, вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн". У.Моррис, Ф.Уэбб. "Ред-хауз" в Бексли-хис близ Лондона, 1859 г. Артур Хейгейт Макмердо. Фронтиспис книги "Городские церкви Рена", 1883 г.

Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью – все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Что такое "дизайн".

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.

Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.

Различное положение плоскости относительно плоскостей проекций

Фронтально проецирующая плоскость Плоскость перпендикулярная фронтальной плоскости проекций ( a ^ П 2 )- фронтально проецирующая плоскость. Фронтальной проекцией плоскости a является прямая линия, совпадающая со следом   a П2

Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно-технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. Наиболее серьезными из них были "Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки". К концу XIX века в России было 19 высших технических школ. После революционных событий 1905 года возникло множество частных, самой разной специализации, курсов, в основном женских, появились общественные институты научно-учебного и просветительского характера. В "Уставе промышленности", вошедшем в "Свод законов Российской империи" в условиях организации выставок были изложены требования к промышленности и ее продукции, которые во многом созвучны положениям современного дизайна. При анализе выставочных экспонатов очень тщательно оценивали также техническую конкурентоспособность изделий в сравнении с лучшими мировыми образцами, обращали внимание на внешний вид и качество отделки, на рекламу и упаковку. О выставке 1896 года много писали в газетах и журналах, в очерках о ней мелькали слова "гений русского народа", "всемирный уровень", "эпохальная выставка". Большой интерес вызывал исторический раздел.

Среди тех, кто непосредственно занимался техническими проблемами, выделяются в начале XX века две личности - Петр Страхов и Яков Столяров. Взгляды Столярова отражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволила бы им профессионально работать в сфере инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона. Конструкция покрытия ротонды во время строительства. Исторический фотоснимок. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. Овальное здание заводско-ремесленного отдела с висячим покрытием. Фасад, 1896 г. Линкор "Император Павел I" с сетчатыми мачтами Шухова. Инженер Г.Кривошеин и архитектор В.Алышков. Охтинский мост в Петербурге, 1907 г.