Дизайн архитектурной среды

Задачи по электротехнике
Развитие русской
технической науки
Основы машиностроительного
черчения
Современные интерьеры
общественных зданий
Cоздание рабочих клубов
Интерьеры  ЦДА
Фрагменты зала с люстрой
Советская архитектура
Интерьеры кинотеатров
Барьеры амфитеатра
Построение зала
Театр
Нужна ли архитектура
театру?
Театр на Таганке в Москве
Новаторский характер интерьера
Брутальный характер архитектуры
Национальный театр в Лондоне
Крупные  вузовские комплексы
Читальный зал
Библиотека
Аудитории
Библиотека в Калифорнии
Испанская архитектура
Монументальность архитектуры
Эмоциональный потенциал
архитектуры
Эмоциональное воздействие архитектуры
Психолог Л. Выгодский
Современные науки о человеке
Художественный языку архитектуры
Пространство — центральная проблема архитектуры
Мировая практика истории архитектуры
Церквь монастыря Ля Туретт
Египетские храмы
Крестово-купольные храмы
Церквь Покрова
Успенский собор
Усадьба Архангельское
Общие виды парка
Об условном развитии
пространства
Художественный образ
Форма основного объема
Средневековая  капелла
Колонный зал Дома Союзов
Капелла Роншан
Вселенский собор
Интерьер  храма Покрова на Нерпи
Тектонические представления
Монументальная  живопись
Кессоны
Ионический  фриз Парфенона 
Нарисованное голубое небо
Триглифы Парфенона
О масштабе и образе
Язык архитектуры
О  компонентах интерьера
Дизайн архитектурной среды
Промышленные выставки
Стиль модерн Ар Нуво
Формирование дизайна
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Форма, материал, цвет
 

Дизайн архитектурной среды - область человеческой деятельности, материальной и духовной культуры, синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, ориентированная на создание целостной предметно-пространственной среды обитания человека и включающая:
- исследование и проектирование (создание, преобразование, сохранение, адаптацию и использование) многообразных предметно-пространственных средовых ситуаций и включенных в них объектов, контроль реализации проектов;
- выполнение коммуникативных, посреднических функций в отношениях между заказчиком, строительным подрядчиков, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по формулированию, разъяснению и продвижению проектных решений;
- участие в процессе исследования, проектирования и организации деятельности проектной фирмы;
- теоретическое осмысление предпосылок, методов, результатов и последствий формирования архитектурной среды как отрасли деятельности, экспертизу проектных решений;
- архитектурно-дизайнерскую педагогику, реализующую подготовку и обучение профессионалов по проектированию объектов и систем предметно-пространственной среды, включая ее оборудование.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя на своих старших собратьев по цеху - архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Настоящее издание является продолжением, учебника "Основы дизайна", и адресовано, в первую очередь, студентам специальности "Дизайн архитектурной среды". Поэтому материал излагается в расчете на читателя, достаточно подготовленного в области художественной термикологии истории искусств и архитектуры. История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности историей развития техники и технологий Орудия труда первобытного человека - ручные рубила, представляли собой кремневые желваки овальной, дисковидной или треугольной формы длиной 18-20 см и более, весом от 50-70 г до 2 кг. Человечество на заре технической цивилизации сделало немало великих открытий и изобретений, каждое из которых поднимало его на новую ступень развития, открывало все новые и новые технические возможности. Трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники как открытие колеса. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок - вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Первые ткацкие станки представляли собой два вертикально стоящих бруса, на вилообразные концы которых укладывается деревянный стержень. К нему привязывались нити, составлявшие основу. Нижние концы, свисавшие до земли, подтягивались подвесами. Ткачиха пропускала уток с привязанной к нему ниткой (в качестве утка могло быть веретено) сквозь основу. С изобретением глиняных сосудов человек получил новые возможности для приготовления и хранения пищи, что было особенно важным на последующих этапах развития общества. Литье с использованием разъемных каменных форм, позволявшее изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий. Позднее, при рабовладельческом строе, дальнейшее общественное разделение труда привело к специализациям в сельском хозяйстве, появлению класса ремесленников, возникновению торговли как особого вида деятельности. Искусство Древнего Царства По преданию, первый фараон I династии Менес (около III тысячелетия до н. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом берегу Нила город Мемфис В эпоху Древнего царства (XXVIII—ХХШ вв. до н. э.)

От качества оружия, совершенства технологии его изготовления зависит не только жизнь человека, но порой и судьбы народов и государств. Поэтому оружие с незапамятных времен было в самом центре внимания ученых и изобретателей, больших и малых, которые затем нашли распространение и в других сферах человеческой деятельности. Ручной труд в средневековых мастерских был доведен до совершенства. Ремесленники-мастера для защиты своих прав от феодального произвола, а также взаимопомощи, объединялись в цеха. Первое печатание книг в Западной Европе относится к концу XIV - началу XV вв. Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг (1400—1468). Он изготовил с помощью ручного литейного станка более ста совершенно одинаковых взаимозаменяемых металлических литер из сплава свинца, олова, сурьмы и висмута. Компас, подзорная труба, а также выросшая техника "морского дела" дали новый толчок развитию путешествий, торговли, обмену научных знаний, позволили сделать XV и XVI вв. эпохой великих географических открытий. Появление цеховых объединений имеет большое значение в истории человечества. К средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений, обучения секретам профессионального мастерства несколько веков спустя будут обращены взоры многих ученых-реформаторов и в особенности первых теоретиков современного дизайна Джона Рескина (1819-1900), Уильяма Морриса (1834-1896), Вальтера Гропиуса (1883-1969). С развитием мануфактур производственные процессы требовали большого количества людей, больших затрат энергии, были подготовлены необходимые условия для перехода к машинному производству. В XII-XIII веках начался принципиально новый этап изобретательства - создание многофункциональных механизмов с заменой отдельных частей машин другими для выполнения новых работ. Классический пример -эволюция мельниц: с помощью специальных устройств на традиционной мукомольной мельнице стало возможным валять сукно, делать бумагу, обрабатывать металл, пилить дерево. Характерным примером является внедрение ленточной машины в текстильном производстве, изобретателя которой подвергли пожизненному тюремному заключению. В мануфактурном производстве широкое распространение получили водяные и ветряные двигатели. Постоянно совершенствовались механические передачи, преобразующие один вид механического движения в другой. Многоствольное орудие. Реконструкция по рисунку Леонардо да Винчи. Гатано Манфреди. Новая машина со специальным устройством для быстрого подъема и посадки, 1828 г. Промышленна революция в Европе. Научно- технические открытия и изобретения конца XVIII - начала XIX вв. [an error occurred while processing this directive]

Промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. привела к замене мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью, появлению нового, по сути дела технического мира, к массовому производству наукоемкой техники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении. На первых прядильных фабриках в Англии в качестве механической силы использовали водяные двигатели, а прядильные машины получили название "ватермашины" (от голл. water - "вода"). О движущей силе пара люди знали издавна. Известны идеи пароатмосферного двигателя французского физика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инженер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насос для подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для откачки воды из шахт. Сравнивая мощность машин с силой лошади, Уатт в 1784 году ввел в употребление понятие «лошадиная сила». Именем Уатта названа универсальная единица измерения мощности "ватт". Изобретение парового двигателя сделало возможным осуществить переход от использования мышечной силы людей и животных, кинетической энергии воды и ветра к повсеместному использованию паровых машин. Оснащенный универсальной паровой машиной "Клермонт", в сентябре 1807г. отправляется в свой первый коммерческий рейс по реке Гудзон, положивший начало регулярно действовавшей пассажирской линии Нью-Йорк-Олбани Второе великое изобретение механика Модели - станочная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского королевского военно-морского флота для производства корабельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую операцию. Первым сконструировал двигатель внутреннего сгорания француз Этьен Ленуар в 1860г. Он работал на газе. В 1876 г. немецкий инженер Николаус Отто сконструировал 4-х тактный двигатель, а в 1885 г. Готтлиб Даймлер и Карл Бенц построили первый автомобиль с усовершенствованным 4-х тактным двигателем внутреннего сгорания, переведя его с газа на более эффективное топливо - бензин. Построение следов плоскости Следом плоскости называется линия пересечения плоскости с плоскостями проекций. В зависимости от того с какой из плоскостей проекций пересекается данная, различают: горизонтальный, фронтальный и профильный следы плоскости.

Генри Форд (Henry Ford, 1863-1947) известный американский промышленник, один из основателей автомобилестроения в США. На своих заводах широко внедрил систему поточно-массового производства – «фордизм» (конвейер). Первый электровоз был создан немецкими изобретателями В.Сименсоном и И. Гальске и продемонстрирован в 1879 году на Берлинской промышленной выставке. Применение в технике научных открытий, полученных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию технических устройств и технологий, которые назвали наукоемкими. В 1793 г. француз Клод Шапп ввел слово "телеграф" (письмо на расстоянии), сконструировав устройство из системы семафоров на башне. В течение 40 лет был создан электрический телеграф. К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной революции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых вещей невозможен дальнейший ни материальный, ни духовный прогресс Медаль в честь 50-летия лампы Эдисона Фонограф, 1880 г. Полет на моторном аэроплане "Флайер" впервые совершили американцы Орвилл и Уилбер Райт 14 декабря 1903г. Первый полет продолжался 3,5 секунды на высоте около 3 м, дальностью 32 м. Фердинант Цеппелин. Первый воздушный корабль LZ-1 над озером Бодензее, 1900 г.

Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:
- городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);
- интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;
- дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.
В тоже время все объекты этих типологических групп как бы четырехмерны. Все они включают пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно-пространственное наполнение вплоть до графики; они могут быть объектами реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций. Широкий разброс этих ситуаций подразумевает и широкую подготовку архитектора-дизайнера, что не противоречит возможности реально специализироваться как в области "городского интерьера", так и в области формирования "внутренних пространств".

 

Главный циркуляционный насос (ГЦН)