Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О компонентах интерьера как части целого

Наконец, для выразительности масштаба монументального произведения характерны детали. Е. Е. Лансере считал, что разработка деталей, складки одежды, волосы, листья на деревьях и другие подробности, представляя интерес при рассмотрении вблизи, обязательны для выявления масштаба монументальной живописи или рельефа. Отношение мелкой подробной детали к основным членениям усложняет восприятие произведения, подчеркивает монументальность,  значительность отдельных частей его.

Но важно и другое — масштаб элементов, выходящих за пределы изображения. Контуры и очертания отдельных планов фрески или мозаики, наклоны фигур могут образовать закономерный рисунок, выходящий в своем построении за границы картины. Скульптуры на фронтоне Парфенона вписываются в широкий зигзагообразный ритм условных прямых линий, выходящих за пределы фронтона. Знаменитая роспись Матисса «Танец» для кафе может быть яркой иллюстрацией такого построения, когда ясно читается, что композиция не ограничена размерами фрески и продолжается за ее пределами. Когда монументальное произведение, ограниченное контурами изображения или размерами интерьера, выходит за пределы его, когда оно оказывается связанным с более крупными ритмами, тогда оно приобретает особую значительность.

Тогда и в самом монументальном произведении возникает несколько масштабов, дополняющих, обогащающих и способствующих глубине раскрытия образа.

Итак, следовательно, выбор вида монументального искусства, а одновременно определение содержательности и формы его, место монументального произведения и его масштаб, устанавливаемые в соответствии с 1дейным и пространственным, замыслом интерьера, могут определить в конце концов органическую связь его с архитектурой, но при условии совершенства самого произведения искусства.

Важнейшее условие при обустройстве японского жилища – свободное пространство. Людей, мало знакомых с восточной культурой, удивляют «пустые» комнаты таких домов. Чтобы добиться этого эффекта, все предметы быта, одежда, бытовая техника убираются в ниши и встроенные шкафы в стенах. Оставшуюся свободную площадь делят на зоны.