Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О компонентах интерьера как части целого

Считая, что вопрос синтеза искусств в интерьере, так же, впрочем, как и в архитектуре вообще, связан с выработкой принципов, уместно поставить вопрос: возможно ли в монументальном искусстве стремиться к отработке системы?


Может ли вообще монументальная живопись укладываться в систему, обладая в то же время индивидуальностью, неповторимостью, уникальностью?

Высочайшее по своим художественным качествам искусство Италии эпохи Возрождения решало самые различные идейные, сюжетные и формальные задачи. Образуя с архитектурой единый организм, оно было связано и общими закономерностями. Это выразилось, в частности, в открытии прямой перспективы и принципах ее использования. Мастера и отдельные школы, действуя в пределах системы, не теряли своей индивидуальности и свободы. Все сказанное имеет

прямое отношение и к живописи помпейского жилого дома, и к монументальной стенописи русских храмов, решавших свои идейные и пространственные задачи на основе системы.

Мастера современной архитектуры неоднократно высказывались по поводу синтеза искусств. Так, Г. П. Гольц считал, что синтез возможен в те эпохи, когда каждое искусство достигло известного совершенства. Он подчеркивал роль идейного содержания и замечал, что от живописца и скульптора требуется тончайшее понимание архитектурного замысла — идеи сооружения.

Важнейшее условие при обустройстве японского жилища – свободное пространство. Людей, мало знакомых с восточной культурой, удивляют «пустые» комнаты таких домов. Чтобы добиться этого эффекта, все предметы быта, одежда, бытовая техника убираются в ниши и встроенные шкафы в стенах. Оставшуюся свободную площадь делят на зоны.