Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О взаимодействии науки и творчества в проектировании


Градостроительная наука, одна из наиболее совершенных, развитых архитектурных наук, выдвинула требование средового подхода к проектированию отдельного здания, требование сохранения ландшафта, ансамблевости застройки, понимания отдельного здания как части более крупного градостроительного целого.

Градостроительный подход устанавливает взаимосвязь внешнего и внутреннего пространства, реализует принцип взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства, в котором находят выражение связи интерьера с внешней средой, а также принцип целостности и структурности построения.

Роль крупного общественного здания настолько велика, что постановка его в корне может изменить и предопределить образ площади, но и общая идея построения ансамбля может решить структуру внутреннего пространства, а следовательно, и интерьер. Характерно, что градостроительная наука и выдвигаемые ею принципы неотделимы от творчества, и только во взаимодействии с творчеством может быть реализован градостроительный подход к проектированию.

К сожалению, успехи нашей градостроительной науки не нашли отражения в реализации научно обоснованных принципов застройки современных ансамблей, а тем более отдельных даже крупных общественных зданий. Пример тому — уничтожение существовавших ранее площадей Москвы, хаотичная застройка старых русских городов и гигантские нечеловеческие пространства новых районов и городов.

Существует много оправданий для таких крупных градостроительных и архитектурных неудач. Жесткая ограничивающая проектировщиков строительная индустрия, нежелание строителей участвовать в создании качественной архитектуры, необоснованные профессионально и не всегда грамотные приказы сверху, ведомственная бюрократическая несогласованность и незаинтересованность, отсутствие градостроительных законов и регламентации — все это стало серьезным тормозом в развитии и совершенствовании архитектуры.


 Но и архитекторам нельзя снять с себя ответственность за судьбы нашей архитектуры. Вероятно, и градостроительная, и архитектурная наука не выработали достаточно убедительных положений в части застройки ансамблей и не имеют достаточного авторитета, чтобы оказать влияние на практику проектирования общественных зданий.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.