Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О взаимодействии науки и творчества в проектировании

С одной стороны, создаются интерьеры ресторанов и кафе, где число декоративных приемов, разнохарактерных отделочных материалов и видов монументального искусства, их стоимость переходят за грань допустимого, рождая подчас безвкусицу. С другой стороны — безликие интерьеры типовых детских садов и школьных зданий, самодеятельно оформленные, оказываются недопустимой : ре дои для воспитания подрастающего поколения. Использование архитектуры как средства идеологического и эмоционального воздействия с целью всестороннего развития личности требует серьезного отношения к формированию школьного интерьера. Совершенно очевидно, что в основу качественного изменения интерьера должны быть положены новые требования к организации пространства, а не только «художественное оформление», включая в сферу своей деятельности разработку проектных схем и предложений, типологическая наука по существу, неотделима от творчества, а в связи с этим она должна быть связанной и с общим развитием композиционных принципов. На деле этого не происходит. Наши научно-исследовательские типологические институты не занимаются специально разработкой чисто художественных проблем.

Архитектурная наука не дала еще пока обобщений практики по отдельным вопросам этой важной архитектурной проблемы. Между тем, формируясь и закрепляясь в интерьерах лучших общественных зданий, композиционные принципы существуют и должны быть изучены. Они в достаточной степени гибки, чтобы отразить все сложное поступательное развитие общественной жизни, развитие социальных идей, технический прогресс и уровень художественной культуры. Они должны быть достаточно универсальны, чтобы вместить все многообразие типов зданий и непредвиденность творческих исканий.

К сожалению, авторы современной теории композиции не обобщают опыт современных проектных предложений, чтобы выявить развитие самых общих, самых характерных пространственных концепций как руководство к действию. Между тем работы наших и зарубежных мастеров могли бы значительно обогатить современную теорию композиции.

Композиционные принципы, положенные в основу крупных уникальных общественных зданий,— серьезная школа архитектурного мастерства. Без сомнения, они должны быть использованы при проектировании зданий массового строительства, качество которых не отвечает уже высоким современным требованиям. Кроме того, ведущие авторы теории композиции забыли, что архитектура, а следовательно, и композиция, созданы для человека. Естественно, что такая абстрактная теория безотносительно к человеку не может служить руководством к действию, т. е. к творчеству.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.