Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О развитии пространственных концепций

Изолированные объемы могут быть скомпонованы также в виде нескольких замкнутых помещений, объединенных в группы, например в группы классов, аудиторий и других рабочих помещений. Такие группы размещаются не только как пространства внутри пространств: поставленные по периметру свободно, они сами создают ограждение, выделив открытое пространство внутри здания. По отношению к группам изолированных объемов такое пространство сохраняет свою открытость, непрерывность, благодаря отсутствию изоляции, а также непосредственной связи с внешним пространством.

Разрабатываемое на основе принципа свободной компоновки изолированных объемов архитектурное пространство, упорядоченное системой осей, представляет собой достаточно гибкую систему, способную вместить самые различные сложные процессы, отразить многообразие типов общественных зданий и социальных задач советской архитектуры.

Обобщение современной архитектурной практики, проектов и построек ряда архитекторов с учетом последовательного развития принципов композиции, особенно за последние тридцать с лишним лет, свидетельствует о том, что все большее внимание уделяется разработке непрерывного свободно перетекающего открытого пространства. Форумы и зимние сады (конкурс на Дворец Советов), многоэтажные холлы (дом отдыха «Вороново»), крытые улицы (библиотека в Зеленограде), атриумные здания возникают как место общения, место собраний и коллективного отдыха. Это, безусловно, прогрессивное направление содержит неисчерпаемые резервы для дальнейшего развития интерьерного пространства.

Следующий шаг в развитии принципа свободной компоновки изолированных объемов в архитектурном пространстве был связан с решением градостроительных задач, выразительностью образа и выявился в пластической разработке периметра здания.

Выставочный зал в Вильнюсе с его ступенчатым планом, предопределив' шим пластику объема, музей К. Э. Циолковского в Калуге с вынесенным за пределы периметра объемом обсерватории, здание библиотеки Института электроники в Зеленограде, где сложный периметр образован за счет вынесенных аудиторий, Театр на Таганке, отличающийся скульптурностью,— демонстрируют определенную направленность в развитии композиционной мысли.

Эта же задача решалась ведущими мастерами архитектуры за рубежом. Проекты Луиса Кана, где центральное ядро зала, окруженное более мелкими изолированными пространствами в форме свободно поставленных в здании объемов, служат наиболее ярким примером свободной компоновки периметра и пластично решенного объема.

«Архитектура — как преграда между внутренним и наружным — становится пространственным свидетельством разрешения этой проблемы и ее драмы, и выявляя различия между внутренним и наружным, архитектура вновь расчищает путь к градостроительному решению задачи»,— писал Р. Вентури.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.