Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера


О развитии пространственных концепций

Говоря о связях в конкретном произведении, важно представить себе, что каждый проектируемый архитектурный объект характеризуется множеством различных внутренних связей. Это, во-первых, связи, определяемые процессом эксплуатации, технологией обслуживания, условиями режима, одним словом, это функциональные и коммуникационные связи. Это, во-вторых, связи конструктивные между материальными элементами, образующими пространственную структуру сооружения. И, наконец, связи композиционные. Зависимости между основными группами связей сложные и в известной степени гибкие. Несмотря на то, что в отдельных случаях могут возникнуть разные доминирующие связи, все они действуют одновременно, и самое существенное то, что художественный образ и эмоционально-эстетическое воздействие определяются в конце концов композиционными связями, устанавливаемыми архитектором в процессе проектирования.

Значение системы общих композиционных принципов или пространственных концепций, которые складываются на основе обобщения конкретных примеров, особенно велико потому, что архитектор руководствуется ими в процессе творчества. Именно эта роль композиционных принципов требует внимательного их изучения.

Обращаясь к изучению системы композиционных принципов или, иначе говоря, пространственных концепций, надо иметь в виду, что самый общий отвлеченный порядок, организующий пространство, есть объективное качество, существующее независимо от обитателя этого пространства. Но тем не менее порядок этот познается человеком, оценивается им и воздействует на него в процессе восприятия и действия.

На протяжении веков происходило рождение, развитие и умирание многих композиционных архитектурных систем. Не случайно история архитектуры рассматривается учеными как история пространственных концепций.

Исторический процесс развития общества и социальных отношений, выражающийся в архитектуре в развитии старых и в возникновении новых типов зданий, в усложнении требований к ним, в развитии градостроительной мысли, общей культуры, эстетических представлений и самих материальных элементов архитектуры, приводит, так или иначе, к нарушению связей в композиционной системе. Возникает потребность к восстановлению временного равновесия, потребность в развитии композиционных принципов, в совершенствовании элементов системы, их качественных характеристик. Развитие композиционных систем или пространственных концепций не прекращается, и именно поэтому, характеризуя систему данного периода, следует представить себе тенденции ее развития, цели использования и не рассматривать ее как нечто статическое, раз и навсегда сложившееся. «Изменяясь из столетия в столетие, архитектура связана с определенным строем пространственного мышления. В неразрывной связи с развитием композиционных принципов находятся также элементы архитектуры и художественные образы»,— писал М. Я. Гинзбург.

Обобщение современной архитектурной практики и теоретической архитектурной мысли позволяет выявить принципы организации внутреннего пространства и при этом одновременно понять направления в изменении и развитии отдельных элементов интерьера и их композиционных связей.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.