Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

В любом виде искусства для отражения того или иного замысла автор определяет художественную тему. Именно архитектурный замысел через конкретную тему, избранную архитектором, может быть переходом от содержания к формальным характеристикам, связывая и то и другое в художественный образ. Тогда, руководствуясь избранной темой, из всего многообразия вторичных систем может быть определена иерархия систем второй ступени. Принцип отбора будет основан на соответствии данной простой системы выбранной теме.

Именно тема будет той постоянной константой, объединившей частные вторичные системы в единую объединенную систему второй ступени. Так можно себе представить соединение творческого процесса с научным методом.

Для того чтобы проиллюстрировать предлагаемый системный метод в приложении к проектированию, показать его органичность, близость к реальному методу архитектора, хотелось бы остановить ваше внимание на втором туре конкурса 1961 г. на проект Дворца Советов. Опубликованный материал и статьи авторов премированных проектов, постановка и решение градостроительных проблем, ясность замысла и разнообразие композиционных тем при общем задании — все это дает наглядный материал и позволяет проследить последовательность научных обоснований ступенчатых систем и скачкообразно возникающих творческих предложений.

Для анализа взяты проекты второго тура конкурса, занявшие три первых места: первый проект — авторы А. Власов, И. Давиденко, А. Меерсон; второй проект — авторы М. Бархин, Е. Новикова, М. Барщ, В. Датюк, Ю. Кривущенко; третий проект — авторы И. Ловейко, Б. Рубаненко, Я. Бе-лопольский. Для удобства дальнейшей работы используем эти номера в тексте.

Сложность проектирования Дворца Советов, значительного по своему идейному содержанию здания советского парламента, сложнейшего по функциональным требованиям к нему, отмечается всеми участниками конкурса. Наша задача в данном случае значительно уже. Она будет заключаться в том, чтобы показать возможность и целесообразность использования предлагаемого системного метода и проиллюстрировать последовательность включения творческих предложений в процесс проектирования в зависимости от выдвинутого каждым автором творческого замысла (композиционной темы).

Сложность градостроительной ситуации возникла в связи с выбором места строительства Дворца на оси Московского государственного университета в непосредственной близости от него. Среди более 200 проектов первого тура были различные композиции — компактные и протяженные, торцевые и фронтальные, сложные и простые. Анализ и оценка градостроительной ситуации и поставленная перед авторами задача создания демократичного, массового, открытого народу здания подсказали выбор его пространственной структуры. Во втором туре уже все авторы предложили низкую протяженную фронтальную композицию Дворца, широким фронтом раскрытую на площадь. В силу контраста это единственно правильное решение было продиктовано близостью высотного здания Университета.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.