Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Сравнительный анализ полученных зависимостей между крайне разнообразными ландшафтно-климатическими требованиями различных зон и характеристиками школьных зданий позволил установить для каждой зоны доминирующую систему и требования, определяющие композиционную

структуру. Она была получена в результате отбора известных ранее планировочных схем и переработки их в соответствии с доминирующим требованием для данной ландшафтно-климатической зоны. Все другие требования, подчиненные и зависимые, были учтены автором путем последовательного введения поправок и дополнений в основное решение. В результате были разработаны четыре композиционные схемы для разных ландшафтно-климатических зон, значительно отличающиеся друг от друга и от первоначальных планировочных схем типовых проектов, взятых за основу.

Характерно, что на каждом этапе проектирования от автора в качестве ответа на поставленную задачу требовалось творческое предложение. Таким образом, одновременно с решением научно обоснованного климатического или технологического требования решались вопросы композиционные. Речь шла о соотношении отдельных пространств, то есть о композиции, о степени упорядоченности, об уточнении пропорций отдельных помещений, о раскрытии внутреннего пространства в природу, о пластике объемов и т. д. В данном случае наука и творчество были неотделимы друг от друга в создании оптимальной модели школьного здания и его интерьера для данного конкретного места. Системный метод подсказал автору последовательность объединения систем в процессе проектирования. Такая постановка вопроса исключила случайность и гарантировала большую точность ответов. Это и было существенным участием науки в проектировании.

Следует отметить, что в результате проделанных действий происходит качественный скачок, создается одна объединенная система из нескольких простых. Скачкообразный переход к новому качеству свидетельствует об определенных свойствах разбираемой нами системы, представляющей собой ступенчатую функцию, также описанную Р. Эшби.

В творческом процессе, основная цель которого — формирование модели, такие критические моменты состояния системы могут наступать несколько раз в зависимости от сложности требований и необходимости поэтапного создания ее. Характерно, что первый скачок связан с ответственным творческим моментом компоновки пространственной системы и ее доработкой. Этот процесс в свою очередь может быть подразделен на два и три этапа, если пространственная система и ее отдельные элементы нуждаются в более точном определении и уточнении. Это относится к расположению основных пространств и соотношению их с второстепенными, к выбору конструкции, к уточнению положения и формы таких самостоятельных элементов объекта, как зрительные залы и аудитории, к движению человека в пространстве. В целом же все эти сознательно совершаемые архитектором переходы от множества простых независимых систем к системе объединенной являются созданием и уточнением модели пространственной структуры будущего здания.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.