Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Системный метод Р. Эшби в основу своих принципов ставит логику мышления человека, что позволяет установить оптимальные пути и возможности для формирования объединенных систем. Отдельные его положения, логически раскрытые, могут быть приняты нами как руководство к действию.

Приступая к объединению подсистем и формированию большой системы, мы должны воспользоваться положением Р. Эшби о доминировании одних систем над другими, а затем о последовательном соединении частей системы.

Предлагаемая методика в приложении к архитектурному проектированию сводится к следующим операциям: во-первых, к определению зависимостей между требованиями и характеристиками проектируемого объекта, т. е. созданию простых систем, во-вторых, к анализу найденных зависимостей простых систем, с целью выявления доминирующей системы, т. е. требования, определяющего пространственную систему здания.

Анализ простых систем позволит установить не только доминирующую систему, но также иерархию этих систем и предопределит таким образом возможность последовательного присоединения этих временно независимых систем к доминирующей. В приложении к архитектуре это означает последовательную разработку найденной автором пространственной схемы. От проектировщика потребуются ответы, которые будут содержать одновременно и научное обоснование, и личный творческий вклад автора.

В процессе анализа простых систем и выявления доминирующей системы и параметров, ее определяющих, нетрудно заметить, что рассматривав' мые нами системы (например, градостроительные условия и композиция, функция и композиция, ландшафт и композиция) будут иметь одну из частей общей по смыслу, в данном случае композицию. Обнаруженный факт подтверждает зависимость ряда остальных систем от доминирующей системы и потребует компенсации, т. е. введения поправки, которая будет условием создания объединенной системы с учетом обратных связей.

В качестве примера, иллюстрирующего целесообразность применения данного метода в архитектурном проектировании, можно привести работу С. Н. Гологачееой-Пеневой. Предварительно ею были обобщены материалы типологических исследований ЦНИИЭПа учебных зданий, типовые проекты, проведено климатическое зонирование Болгарии. Все эти данные послужили основой для применения системного метода.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.