Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Системный подход к проектированию

Каждое требование, влияющее на архитектурный организм, и соответствующая ему характеристика архитектуры, представляя собой определенную зависимость, может рассматриваться как совокупность двух переменных или простая система.

Свобода и временная независимость отдельных подсистем в архитектуре позволяют рассматривать их как простые системы, определяемые состоянием и в какой-то определенный момент находящиеся в равновесии. Особенности архитектурной системы в целом и отдельных подсистем заключаются в том, что сам архитектор на основе интуиции и опыта устанавливает определенное состояние в системе. Он должен обладать знанием, умением гибкого использования и преобразования сложившихся архитектурных систем, должен сделать выбор. В этом заключается одна из сторон творческого процесса.

Условно принятая изоляция простых систем дает возможность определить искомые переменные, всесторонне характеризующие внутреннее пространство. В конечном итоге мы могли бы составить из этих полученных характеристик целостный архитектурный организм, если бы не встретились с некоторыми противоречивыми обстоятельствами.

Во-первых, равновесие отдельных простых систем возможно не только при однозначном их решении. Возможны допустимые пределы, т. е. ответ может быть получен в пределах каких-то допустимых значений. И, во-вторых, что не менее важно, мы получаем разные значения одной какой-либо характеристики внутреннего пространства вследствие определения ее как функции разных переменных, т. е. требований. Так, например, наиболее характерные и естественные противоречия возникают при определении композиции проектируемого объекта в зависимости от градостроительных требований создания ансамбля или в зависимости от требований практической функции и собственно содержания.

Названные противоречия показывают, что некоторые из рассматриваемых нами подсистем, находясь в определенной зависимости, так или иначе влияют друг на друга.

В практической деятельности архитектора весь процесс проектирования заключается в последовательном объединении таких систем. Руководствуясь логическими рассуждениями, а также интуицией, архитектор создает из множества частностей целое. Он компонует целое, создает композицию, используя при этом свое мастерство, отработанные ранее принципы композиции, сложившиеся тектонические системы, системы различного оборудования здания.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.