Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Системный подход к проектированию

В предыдущей главе было показано, как отдельные составляющие интерьеры образуют системы, временно независимые и, что особенно важно, несущие эстетическую информацию. Композиционная мысль, развиваясь в процессе творчества, объединяет системы в целостное архитектурное произведение.

Попытаемся дать характеристику архитектуры как системы в процессе ее создания. Это, естественно, необходимо для дальнейшего исследования и создания модели внутреннего пространства.

Архитектура в процессе проектирования представляет собой чрезвычайно гибкую систему, приспосабливаемую архитектором к требованиям человека и общества так же гибко, как человек приспосабливается и окружающему.

Архитектура представляет собой динамическую систему в двух смыслах: во-первых, в связи с возможностью архитектора формировать архитектурный объект с целью приспособления его к деятельности человека путем создания множества возможных частных ответов для выбора и решения конечных результатов; во-вторых, эта система динамическая в смысле воздействия на человека во времени, в смысле возникновения обратных связей и стимуляции его к определенной деятельности, переключения его умственной направленности и, наконец, формирования психики средствами эмоциональных переживаний.

Архитектуру можно охарактеризовать как сложнейшую систему. Сложность ее заключается во множественности связей, обусловленных сложностью человеческого организма и его восприятия, сложностью практических задач, ею решаемых, и социальных связей — это с одной стороны. С другой стороны, эта сложность заключается в динамике этой системы, изменяющейся в зависимости от поставленных задач и возможности архитектора компоновать ее в разных направлениях.

Характерная особенность архитектурной системы в целом, так же как и человеческого организма и живой природы, его окружающей, в том, что при всей сложности этих систем отдельные связи могут вступать в действие на какой-то период независимо от других. Временная свобода отдельных, возникающих таким образом подсистем, дает, по определению Эшби, большие возможности для формирования модели архитектурного объекта как сложного в конечном счете явления.

И действительно, в момент проектирования ряд систем действует независимо. Так, например, построение пространства в целом как композиционная структура не зависима от частностей — системы построения зрительного зала, системы освещения, акустических приспособлений. Построение зрительного зала, в свою очередь, не зависит от системы освещения, обработки стен, цвета и материала.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.