Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Гуманизация среды деятельности и отдыха чемовека

Вывод, сделанный С. Я. Кузнецовым на основании эксперимента о необходимости дифференцированного подхода к организации отдыха младших и старших школьников, можно расширить. Лица пожилого и старшего возраста с менее подвижной нервной системой за счет снятия торможения требуют более мягкого (не контрастного) перехода от работы к отдыху. Это значит, что в таком случае отдых должен происходить в знакомых привычных условиях. Сложившаяся установка облегчит момент переключения внимания в силу известной автоматичности процесса.

Таким образом, отдых во всех случаях так же, как и работа, требует создания условий, формирующих эмоционально-эстетическую реакцию, т. е. приближаются к требованиям рабочей обстановки. Возникает, казалось бы, противоречие: проведение двух различных прямо противоположных процессов требует принципиально одинаковых условий. Окружающая среда должна эмоционально воздействовать на человека. Как же тогда быть с принципиальными различиями между процессами отдыха и работы и, наконец, различиями отдельных видов труда и отдыха? В чем тогда различие среды отдыха и работы?

По этому поводу можно сделать следующие выводы. Во-первых, нельзя забывать, что условия отдыха должны быть контрастны к рабочей обстановке, что и сделает их принципиально различными. Во-вторых, различие технологических требований к формируемому пространству школы, завода, учреждения определяют конкретность и многообразие условий поведения работы и отдыха вообще. А это значит, независимо от силы возникающей эмоции и периодичности ее возникновения во времени имеется материальная основа, связанная с типом здания и поэтому качественно различная.


Вне зависимости от различий она должна быть создана как среда эстетически организованная, эмоционально воздействующая на человека. Необходимо подчеркнуть роль архитектуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения, осуществляемом за счет повышения уровня установочных состояний и перехода к новым установкам высшего порядка. Известный психолог Д. Н. Узнадзе доказал, что объем установочных состояний человека развивается за счет непосредственно возникающих установок, а также установок, сложившихся за счет творчески установленных субъектов [94]. Замечено, что установка, стимулированная словесным воздействием, отличается более низкой стойкостью, в отличие от установки, полученной непосредственным воздействием возбуждения какой-либо чувственной модальности. В связи с этим следует отметить особенно действенное влияние архитектуры. Она сочетает в себе возможности воздействия в двух уровнях — в плане восприятия и в плане мышления. Речь идет о смысловом значении архитектурных воздействий, передаваемых через непосредственно действующие возбуждения. Это дает неограниченные возможности архитектору обратить высшие эстетические установки в силу, направляющую человеческую активность в определенном направлении. Так, средствами воздействия архитектуры может быть расширен круг установочных состояний человека. Эта форма фиксации высших установок может рассматриваться как воспитание чувств, как эстетическое воспитание.


Дворец-сад олицетворяет идею гуманизации в архитектуре

Итак, следовательно, общее требование создания архитектуры как искусства и отличие от простого строительства не лозунг, а серьезная экологическая проблема оздоровления народа, активизации его сил и деятельности — проблема воспитания чувств.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.