Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Гуманизация среды деятельности и отдыха чемовека

Эта задача, сформулированная в общем виде, должна решаться в зависимости от характера отдыха — регулярного в клубе и спортзале, дома, периодического в театре и музее и, наконец, сочетающего в себе и регулярность, и периодичность отдыха в санатории, на курорте. Решение также зависит и от характера работы.

Работа на производстве, на конвейере и в ряде учреждений состоит из однообразных процессов, совершающих ежедневно и в течение целого дня. В результате монотонных импульсов человек приходит к серьезному нервному перенапряжению. Снять такое утомление можно путем контрастной смены впечатлений в течение дня, а тем более в течение года. Нервное утомление работников умственного труда, вызванное, наоборот, информационной перегрузкой, требует отдыха, осуществляющегося также переключением психической деятельности.

Конечно, в организации отдыха большое значение имеет непосредственный процесс, действие, т. е. активность отдыха. Однако, казалось бы, и более пассивное воздействие окружающей обстановки — природы и архитектуры — может оказаться не менее действенным. Яркие эмоциональные переживания огромной силы, вызванные архитектурными образами, могут создать новый очаг возбуждения, новую доминанту.

Принимая требование создания среды отдыха как среды контрастной, способной формировать эмоции, следует обратить внимание на замечание И. П. Павлова о том, что «включение новых раздражителей, особенно сразу и в большом количестве или только перестановка местами многих старых раздражителей есть большой нервный процесс, труд для многих нервных систем непосильный, кончающийся банкротством системы и выражающийся отказом на некоторое время от нормальной деловой работы».

Такое уточнение вопроса И. П. Павловым свидетельствует о том, что не для всех контрастные условия отдыха оптимальны и что вопрос этот в целом значительно сложнее.

Исходя из общего предположения, что контрастная смена пространств при переходе от умственной работы к отдыху должна способствовать более эффективному отдыху, архит. С. Я. Кузнецов в своей диссертационной работе провел исследование и зарегистрировал эффективность отдыха младших и старших школьников в разных условиях. Он доказал, что контрастная смена пространств способствует повышению работоспособности старших школьников и снижению ее у младших. Причем снижение работоспособности у младших школьников на уроках после перерывов с контрастной сменой пространств происходит не за счет умственного утомления, а за счет длительности процесса врабатывания в начале занятий.

Последнее он объясняет значительно меньшей подвижностью нервных процессов у них по сравнению со старшими, а следовательно, более продолжительным восстановлением рабочей доминанты.

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.