Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О творческом начале языка архитектуры

Обобщения и систематизация, проведенные автором на основе анализа выдающихся произведений архитектуры прошлого и современности, раскрывают ряд существенных возможностей творчества и расширяют понятие языка архитектуры

Архитектура как среда жизнедеятельности, как искусство и результат творчества, воплотив в себя культуру и черты эпохи, способна одновременно к раскрытию общечеловеческого содержания, стоящего над эпохой. Отвечая высшим потребностям человека к познанию, отвлеченные понятия о степени упорядоченности, о развитии пространства, о тектонике и масштабности выступают всегда в единстве с материальными элементами интерьера и предметным миром и только так познаются человеком. Каждая из отвлеченных значимых характеристик получает в различные исторические эпохи свой идеал, свою норму и выступает в конкретных произведениях с тем или иным отклонением от нормы, не теряя при этом своей общечеловеческой значимости,

На множестве конкретных примеров и были показаны информационные возможности отвлеченных характеристик, раскрывающие художественное содержание: степень упорядоченности архитектуры внутреннего пространства и элементов, его организующих, проявляет себя, прежде всего, в той или иной пространственной концепции. Речь идет о той или иной закономерности построения и случайности нарушающей ее, о противопоставлении традиционных и новаторских пространственных концепций — о развитии пространства во времени по мере продвижения человека в интерьере;

условное развитие пространства, противопоставленное реальной статике неорганического мира, проявляющее себя в создании условной протяженности, в последовательном раскрытии внутреннего пространства во внешнее и, наконец, по мере продвижения человека в интерьере. В зависимости от выразительности ритмических построений и контрастов архитектор способен воздействовать на эмоциональную сферу человека в полярных противопоставлениях начиная от вдохновенного подъема чувств до относительного душевного спокойствия; развитие тектонических представлений, где были выявлены две тенденции: одна— зрительное выявление несомых и несущих элементов и другая — иллюзорное уменьшение массы покрытия вплоть до полной невесомости. В зависимости от соотношения несомых и несущих элементов возможно выявление силы, устойчивости, надежности конструкции. Тонкие нюансы различий в соотношениях прогнозируют характер возникающей эмоции; масштаб в интерьере — одно из впечатляющих средств эмоциональной выразительности, связывает геометрические размеры, структуру и художественный образ. Так перед автором открываются возможности управления поведением человека, его эмоциями. Отвлеченное содержание становится значимой информацией, доступной человеческому пониманию только в единстве с конкретными элементами.

Проведенные в первой главе сравнительный анализ и обобщения во второй главе убеждают нас в том, что в отличие от отвлеченных понятий материальные элементы интерьера, начиная от ограждения, выделяющего пространство, и кончая мебелью и оборудованием, порождены своей эпохой. Они отражают социальные идеи и требования, возможности строительной техники и, наконец, архитектурную культуру данной эпохи. Таким образом, именно эти элементы интерьера также вносят в понимание отвлеченных характеристик содержание данного исторического момента.

Весьма существенно то, что материальные элементы интерьера выступают не как единичные разрозненные элементы, а как системы, отработанные на уровне своей культуры, со своими внутренними связями и закономерностями, их организующими. Каждая группа взаимосвязанных элементов — система пространств, тектоническая система, оконные и дверные проемы, оборудование и мебель — обусловлены их смысловым содержанием

Три языка человека и три языка архитектора Юридический - не терпит никаких "или", всегда конкретен и точен характеристиками и формулировками Технический - терпит вариантность, однако сопровождается конкретикой (цифрой). Например, вчера строили из дерева, а сегодня из железобетона. Вчера ездили на лошади, сегодня летаем на боингах Художественный - самый широко трактуемый язык. Кому-то зеленый, а кому то цвет весенней травы. Для кого-то дома только в классическом стиле, а другому в стиле Райта.