Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Форма, материал, цвет и свет как сигналы, осуществляющие визуальную связь с внешним миром

В отличие от только что сказанного крайне остро и неожиданно, иногда почти неуловимо свет используется как сознательное нарушение принципа построения пространства. Идея такого противопоставления остроумно и убедительно проведена в церкви монастыря Ля Туретт. Автор раздвинул две стены прямоугольного в плане объема, создав на углу щелевидный световой проем. Смещение проема на угол, образовав односторонний подсвет алтарной стены, активно нарушило симметрию и замкнутость очертаний параллелепипеда. Одновременно световой проем оказался сознательным усложнением ритма вертикальных ребер.

Противопоставление системы освещения объемному построению не случайность, а художественный принцип, раскрывающий идею и содействующий более сложным переживаниям. Государственный дизайн История дизайна Россия

Еле уловимо смещенные с осей пролетов небольшие арочные проемы в храме Ферапонтова монастыря противопоставлены строгой центрической системе храма и в контрасте с ней подчеркивают строгость построения центра. Живописная группа небольших квадратных окошек в часовне Роншан противопоставлена вертикальному ритму, образованному пластикой основного объема. Появление такой системы неожиданно, но, безусловно, не случайно. Нельзя не вспомнить смещения системы пятиглавия по отношению к центрическому пространству основного объема Успенского собора. Подчеркивая динамику развития в направлении к алтарю, такое смещение в силу контраста убедительно выявляет динамику построения статического в плане четырех-колонного зала.

Мастерство архитектора заключается в тонкости и остроте выявления полярных противопоставлений и в чувстве меры, чтобы в этом противопоставлении, не потеряв главного, заставить человека раскрыть для себя это главное.

Система освещения способна в достаточной степени убедительно выявить протяженность пространства, изменяя состояние человека от напряженности к спокойствию, формируя настроение и мир новых переживаний. «Бездонность темной глубины, магия света, льющегося с неизмеримой высоты купола, переход от темного к светлому и еще более светлому» — эти магические средства прочтения глубины раскрывает в своем исследовании Г. Вельфлин.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.