Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Форма, материал, цвет и свет как сигналы, осуществляющие визуальную связь с внешним миром


В древности отдельные части Парфенона были ярко окрашены. В это трудно поверить, но следы энкаустики свидетельствуют о том, что цвет участвовал в завершении образных представлений об ордере.

На стене помпейского дома были изображены тонкие колонны, цоколь, цветные панели и прорывы в стене в виде небольших окошек. В грандиозных масштабах цвет участвовал в создании живописных архитектурных композиций. В выборе цвета руководствовались характеристикой тяжелого и легкого, приближающего и отдаляющего, резкого или мягкого, приглушенного. Но тогда в основе, конечно, уже не цвет как таковой, а живописное изображение решало задачу создания условной тектоники, никогда не существовавшей в реальности, а также задачу условной пространственности и масштаба.

Цвет участвует в выявлении тектонической идеи, подчеркивая материальность или уничтожая ее. Цвет естественного материала способен выявить силу несущего и легкость несомого.

Окраска металлических элементов интерьера — несущего каркаса и решетчатых ферм, витража в красный, синий, черный или белый цвета способствуют выразительности современного интерьера.

Одно из активных средств эмоционального воздействия — нарушение сложившихся установок и возможность извлечения информации отвечают более глубоким потребностям человека в контрасте. При этом следует заметить, что если новая форма не сразу получает образное осмысление, к ней труднее привыкают, то нарушение привычных ритмов средствами цвета воспринимается положительно, удовлетворяя потребность к смене впечатлений.

Естественный свет — жизненно необходимый биологический стимулятор. Энергия солнечного света и тепла со всеми сложными изменениями в течение дня, изменяющийся небосвод, переход от тени к свету и от света к тени — мощный поток необходимой человеку сенсорной информации. Непроизвольная динамика искусственного света есть не что иное, как возбуждение сенсорного порядка. Пламя костра, необъяснимо притягивающее, наполняющее человека внутренней подсознательной силой, огни горящих люстр, отражающиеся в хрустале, живые в своем непроизвольном движении,— все эти впечатляющие образы в основе своей служат источником психической активности, и не случайно поэтому создание живого света в современном интерьере с его непредвиденными изменениями — одна из актуальных задач.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.