Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Форма, материал, цвет и свет как сигналы, осуществляющие визуальную связь с внешним миром


Цвет способен поддерживать и раскрывать пространственный замысел и прежде всего форму объема, ограничивающего внутреннее пространство. Наиболее ясный чистый цвет, выявляющий форму — белый, а также мягкие тона естественных материалов — светлого дерева, бетона, камня. Габариты основного объема, тонкая пластика поверхности стены и более глубокая светотень оказываются выявленными, активнее проявляются благодаря нюансной гамме, образованной светотенью прямого и отраженного цвета.

Введение контрастного цвета, например цвета зрительских мест в зале, может выгодно подчеркнуть идею основного построения. Может быть и так, что выделение потолка интенсивным цветом послужит объединению сложного пространства. В аэровокзале Фиумичино в Риме ярко-красное складчатое покрытие создает цельность грандиозного пространства вокзала, расчлененного кассами, справочными киосками, надписями и рекламами.

Цвет участвует в развитии пространственного замысла во времени. Идея нарастания эмоциональных воздействий в интерьерах Центрального Дома архитектора поддержана интенсивным красным цветом сначала в рисунке на балках, а затем алым занавесом. В Большом театре золото барьеров лож и темно-красный бархат кресел и поручней барьеров оказываются решающими в кульминации пространственного развития и художественной выразительности.

Характерно использование цвета в выявлении зрительной протяженности пространства. В базиликальных храмах (Санта Кроче и Сан Миниато во Флоренции) тонкий рисунок цветных филенок, расчленяющих стену, усиливает чувство глубины, а также пространственности глухих стен, образуя благодаря присутствию холодных и теплых тонов два условных плана. Знаменитые фрески Джотто и Дионисия, гобелены Ле Корбюзье решают эту же задачу создания иллюзорной пространственности ограниченного стенами помещения.

Е. Пономарева отмечает значение цвета в метро-ритмической организации архитектурного пространства, считая, что задачи, решаемые цветом в этом направлении, чрезвычайно многообразны и специфичны.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.