Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Форма, материал, цвет и свет как сигналы, осуществляющие визуальную связь с внешним миром

Наглядной иллюстрацией этого процесса может быть, условное разложение общего потока воздействий на части с целью показа широких возможностей архитектурного языка и богатства его словарного состава.

Уровень восприятия формы окружающих человека предметов связан с определенным действием, направленным на ее изучение, с избирательной направленностью этого процесса, а следовательно, потребностью.

Наиболее активное чувственное (перцептивное) восприятие формы и получение информации в разных модальностях (зрительной, осязательной, мышечной) связано с отсутствием ясных, заранее предвиденных закономерностей построения. Оценку такого восприятия формы образно передает М. Я. Гинзбург: «Создание таких форм, лишенных логической ясности в своем построении, бывает сознательным; архитектор хочет заставить человека отыскать закон ритма, закон построения сложной формы. Иногда в этой работе преодоления и отыскания больше чувственного наслаждения, чем в явно ритмических построениях. Зритель как бы участвует в процессе творчества, а то, что дается с трудом, приобретает большую ценность». [an error occurred while processing this directive]

В результате цикличности чувственных воздействий и закрепления их в памяти человека начинает формироваться элемент логического познания. В отличие от чувственного восприятия логическое познание возможно при условии раскрытия объективной закономерности, характеризующей данную форму на основе опыта и сравнения. Такие формы, как куб, конус, шар, цилиндр, закономерные и ясные в своем построении, именно в силу этой ясности оцениваются Ле Корбюзье как прекрасные или «прекраснейшие». Получение исчерпывающих знаний о предмете служит наградой, снимает напряженность, дает известное удовлетворение. Эффект перехода от незнания к знанию рождает эмоцию.

Сравнение вновь увиденного с уже знакомым на основе прошлого опыта позволяет перейти к относительным оценкам познанного. Так, в представлении человека возникает форма с мягкими пластичными очертаниями и в противоположность ей форма жесткая, угловатая или форма, непосредственно ассоциирующаяся с какими-либо предметами или символами, форма статичная или динамичная, открытая или закрытая.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.