Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Форма, материал, цвет и свет как сигналы, осуществляющие визуальную связь с внешним миром

В определенных количественных и качественных соотношениях форма, материал и фактура, свет и цвет способны к созданию бесконечного разнообразия характеристик окружающей человека среды. Оказывая всестороннее воздействие на наши органы чувств, сигналы об изменении внешнего окружения воспринимаются человеком во всем богатстве возможностей чувственного познания.

Несмотря на качественное различие воздействий формы, цвета и материала, несмотря на их способность наилучшим образом выразить только то, что свойственно каждому из них, все они взаимосвязаны, и, как бы дополняя друг друга, создают в представлении человека целостные образы.

Сознательное использование формы, света, цвета и материала как характеристик интерьера требует понимания информационных возможностей каждого из этих составляющих в отдельности, а также возможностей участия их в интегрированном потоке воздействий. При этом важна смысловая их значимость, раскрывающаяся в определенном контексте.

Форма внутреннего пространства и отдельных составляющих его элементов может быть установлена в процессе проектирования на основе сложившихся представлений о ранее отработанных приемах. Она может быть определена также требованиями практической функции, очертанием большепролетной конструкции, габаритами участка и градостроительной идеей в целом. Но при всех условиях, так или иначе отвечая самым разным требованиям, при определении формы архитектор прогнозирует также реакцию человека, находящегося во внутреннем пространстве, т. е. использует форму, свет, материалы в качестве знаков, определяющих художественное содержание.

Особенность эмоционального воздействия архитектуры в том, что воздействие формы, света, материала и цвета происходит сложным потоком на разных уровнях работы мозга, начиная от уровня чувственного (перцептивного) восприятия и кончая разработкой сообщений на высшем уровне работы мозга.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.