Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Системы элементов интерьера и их информационные возможности

Монументальная живопись на стенах и столбах храма, помимо литературного содержания, решает три композиционных задачи. Во-первых, создается иллюзия увеличения высоты храма и сужение его в плане. В динамике развивающегося пространства рождается приподнятое настроение торжественности. Во-вторых, живопись на стенах, а также иконостас создают зрительные иллюзорные представления потери материальности, потери веса мощнейших гигантских столбов. Так вырабатываются тектонические представления облегчения веса реальной конструкции. В третьих, ряды преувеличенных человеческих фигур фрески, соотнесенные с высотой храма в целом, определяют героический масштаб интерьера.

Мастерство зодчего и живописца проявилось в использовании минимального числа элементов, объединенных в системы, и в способности их сформировать богатейшую информацию с точки зрения общечеловеческих отвлеченных потребностей.

Колонный зал Дома Союзов в Москве построен также на минимальном числе элементов. Пространственную структуру образует центральное ядро зала, обнесенное с трех сторон анфиладой меньших помещений. Небольшой вестибюль, асимметрично поставленная лестница, овальный зал осуществляют переход в зал. В построении наблюдается ясность общей композиции и сложность движения к залу, которая своей непредсказуемостью усиливает эмоцию входящего в зал. В строгом прямоугольном пространстве зала ряд белых мраморных колонн по периметру в контрасте со сверкающими люстрами создают потрясающий по впечатлению и значительности монументальный ритм. Тот же ряд колонн и люстр образует первый план ограждения зала, создавая тем самым условную протяженность пространства во всех четырех направлениях, ощущение удивительного, непонятного даже чувства простора. Тектонику определяет коринфский ордер предельной стройности и всларушенные своды с арочными световыми проемами.

Значительная высота ордера,  его стройность и тонкая порезка, а также галерея с балюстрадой, расчленяя зал по высоте, позволяют прочитать парадный масштаб зала.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.