История искусства Первобытное общество
Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Системы элементов интерьера и их информационные возможности

Получив на основе проведенных обобщений достаточно широкую картину возможностей художественного языка архитектуры и специфической многогранной содержательности его, обращенной к высшим отвлеченным потребностям человека, можно перейти к анализу сложных зависимостей между отдельными составляющими интерьера. С одной стороны, это отвлеченные понятия порядка, развития тектоники и масштаба

Предшествуя творческому процессу, отвлеченные понятия сами по себе ничего не говорят о данном объекте. Они как бы озаглавливают проблемы, обусловленные высшими человеческими потребностями. Они определяют будущее содержание произведения в самой общей форме. Но пока это лишь отдельно взятые понятия вообще. С другой стороны — тоже еще не связанные между собой конкретные элементы части здания, такие, как пространство, стены, полы, покрытия, окна и двери, оборудование и мебель, элементы монументальной живописи.

Как только мы обращаемся к законченному произведению архитектуры, картина меняется. Все слито в едином целостном художественном образе. Отвлеченные характеристики отнесены к элементам интерьера и неотделимы от них. В единстве их рождается сложная многосторонняя значимая информация. Обширность извлекаемой человеком информации обусловлена тем, что она обращена к высшим человеческим потребностям познания, в свою очередь дифференцированным на основе различных мотиваций.

Каким же образом отдельные немногочисленные начальные составляющие интерьера формируют обширную, многостороннюю значимую информацию? Для получения обоснованного ответа проследим этот вопрос на примерах.

Пространство Успенского собора формируют две системы — квадратный в плане четырехколонный зал, построенный на равных квадратах, и смещенная в сторону алтаря система пятиглавия. Размещение оконных проемов поддерживает идею четырехколонного зала, а проемы в барабанах купола — идею пятиглавия. Противопоставление двух систем рождает инте-оес, обусловленный сложностью извлекаемой информации и содержательностью ее.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.