Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О масштабе и образе

Названия, принятые нами для разных значений масштабов, условны. Вероятно, можно было бы найти и другие слова, определяющие характеристики масштаба. Может быть, нет таких резких границ между ними. Но главное заключается в умении передать различные образные характеристики.

Показанное на примерах смысловое значение относительных масштабных связей дает возможность сделать некоторые обобщения.

В отличие от внешнего объема здания в интерьере, изолированном от внешнего мира, иногда полностью отсутствуют непосредственные масштабные связи с окружающим пространством. Тем не менее масштаб интерьера общественного здания так же, как масштаб сооружения на городской площади или в природе, решается сопоставлением нескольких масштабов. И только обобщающее воздействие нескольких масштабов создает определенный художественный эффект.

Таких принципиальных масштабов в интерьере может быть три или более. Один равен внутреннему объему здания и его основным частям. Второй соразмерен человеку, третий определяется предметами, наполняющими интерьер.

Масштаб внутреннего объема здания связан с размерами его и основными составляющими элементами. На проектах музеев Ле Корбюзье можно проследить, как он увеличивает пространство за счет прибавления подобных элементов, в данном случае «витков спирали», усложняя композицию и сохраняя масштаб.

В советской архитектурной практике имеется несколько объектов, внутреннее пространство которых организовано вокруг внутреннего двора. Пансионаты «Березки» и «Лесные дали», гостиница «Юность» построены именно так. Прием достаточно хорошо отработан. Найдены оптимальные размеры двора (18X18 м в плане) и соотношение его с окружающим пространством. Двор не разрывает окружающего его внутреннего пространства и сохраняет свою характеристику открытого зала, рассматриваемого как часть интерьера.

Идея  противопоставления масштабов. Интерьер Вильнюсского почтамта
Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.