Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О тектонических и атектонических представлениях

Примером такого построения может быть интерьер ярусного классического театра. Торжественность и великолепие зрительного зала Большого театра в Москве в сравнении со многими почти такими же залами определяется множеством различных характеристик. Тонкая золотая орнаментика лож и красный бархат кресел, пространственное решение второго плана, масштаб и высота зала вносят свое существенное дополнение. И тем не менее ритм горизонтальных ярусов как реальная основа композиции определяет художественную тему. Отсутствие видимой несущей стены за ярусами лож заставляет воспринимать золотые барьеры лож поднятыми наверх неизвестной силой. Скрытой, но ощущаемой остается энергия, затраченная на подъем каждого вышележащего яруса. Чувство эмоциональной напряженности и одновременно торжества овладения высотой охватывает зрителя при входе в зал. Считать систему подобных ярусов тектонически осмысленной в буквальном смысле этого слова было бы неверным

Здесь не видно конструкции, однако сила образности велика и впечатляюща. Интерьер, особенности его построения и восприятия допускают такие поэтические гиперболы.

В современной архитектуре, благодаря новым конструктивным и техническим возможностям, задача создания иллюзии невесомости решается периметральным подсветом между потолком и стеной, устройством потолка в виде висящего покрывала, изображением звездного неба на темном фоне. Все эти приемы свидетельствуют не только о желании облегчить перекрытие, но, более того, условными средствами снять тяжесть, создав иногда ощущение полной невесомости, снять нагрузку с тонких стен, свободно выделяющих и расчленяющих пространство.

Впервые подсвет сводчатого покрытия был эффектно осуществлен в 1938 г. в подземном вестибюле станции метро «Кропоткинская» (архитекторы А. Душкин, Я. Лихтеиберг). Прием подсветов широко используется в зрительных залах, подземных вестибюлях метро и в других общественных зданиях.

В связи с постановкой современных проблем тектоники возникают вопросы: как оценить принцип иллюзии, используемый с целью зрительного облегчения системы вплоть до ее полной невесомости? Правомерны ли для современной архитектуры эффекты, преобразующие реальные данности в факт иллюзорного восприятия?

Надо сказать, что найти границы реального и иллюзорного не всегда возможно. Византийские влияния на Западе Если в эпоху Македонской династии византийские влияния получают довольно широкое распространение на Востоке, на Запад они, наоборот, проникают крайне туго. То, что на языке историков романского искусства принято называть «византийскими влияниями», в действительности таковыми ни в какой мере не являются. Эти влияния шли не из Константинополя и не из Византии в строгом смысле этого слова, а из тех стран христианского Востока, где процветало народное искусство, восходившее к старым сиро-египетским традициям.



Иллюзия невесомости в современных интерьерах, созданная благодаря вынесению части несущей конструкции за пределы внутреннего пространства

Взаимно перпендикулярные плоскости Из стереометрии известно, что две плоскости взаимно перпендикулярны, если одна из них проходит через перпендикуляр к другой. Через точку А можно провести множество плоскостей перпендикулярных данной плоскости a( f, h).