Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Об условном развитии пространства, противопоставленном реальной статике архитектуры

С поразительным мастерством решает монументальная живопись и в Успенском соборе, и в соборе Ферапонтовского монастыря задачу раскрытия архитектурного замысла, участвует в создании динамического пространства, раздвигая или, наоборот, сближая стены и проникая в глубь стены. Здесь можно говорить о подлинном синтезе искусств.

Создание развивающегося архитектурного пространства следует рассматривать как один из важнейших принципов формирования внутреннего пространства зданий.

Отражая эстетические потребности человека в создании динамического пространства, этот принцип становится инструментом для передачи архитектурных сообщений различного содержания. Воплощенный в разных архитектурных формах, в зависимости от постановки социальных задач и отработанных архитектурных приемов, он позволяет осуществить общечеловеческие связи на больших отрезках времени. Преобладание вертикального или горизонтального направления в развитии пространства устанавливает характер эстетической реакции. Развитие пространства по горизонтали снимает напряженность, успокаивает, вселяет уверенность. Чем шире возможности обзора, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Развитие по вертикали создает определенный эффект переживания, эмоциональную напряженность и одновременно душевный подъем. В лучших памятниках оно всегда присутствует в той или иной форме, придавая интерьеру торжественность и величие.

Анализ выдающихся произведений архитектуры показывает, что развитие внутреннего пространства за редким исключением создается не менее чем в трех направлениях. Именно тогда в противопоставлении статического и динамического начал, в противопоставлении развития пространства по горизонтали и вертикали раскрываются качества внутреннего пространства, определяющие характер и силу эмоционального воздействия. А человек, имея возможность прочитать протяженность пространства, ощущает при этом потенциальную свободу и способен оценить ее качества.

Приемы и формы условного развития внутреннего пространства зданий весьма разнообразны, В основе развивающегося во времени архитектурного пространства лежит прежде всего его построение. Оно устанавливает доминирующий принцип развития пространства по вертикали или горизонтали — в глубину, по фронту или концентрически; оно определяет композиционные связи внешнего и внутреннего развивающегося пространства зданий.

Взаимно перпендикулярные плоскости Из стереометрии известно, что две плоскости взаимно перпендикулярны, если одна из них проходит через перпендикуляр к другой. Через точку А можно провести множество плоскостей перпендикулярных данной плоскости a( f, h).