Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Об условном развитии пространства, противопоставленном реальной статике архитектуры

Восемь картин Вселенского собора аналогичны по своему построению. На архитектурном фоне изображен ряд сидящих фигур. Центральная фигура выделена темным пурпуром одежды, контрастирующим с нежно-розовыми охристыми тонами одежд других фигур. Изображение глубины пространства на фреске осуществлено с помощью приемов обратной перспективы. Развернутые на плоскости ступени и другие предметы переднего плана, удлиненные пропорции фигур, фланкирующих каждую отдельную сцену, образуют в плане полукруг, а также динамику изображения в целом, созданную множественностью точек схода. Архитектурный силуэт на фоне неба выделяется четким ритмом отдельных строений. Они строго выдержаны на одной высоте. Для создания целого имеет значение группировка фигур первого плана, принадлежащих одновременно двум соседним картинам. Благодаря их объединению в одну группу возникает пространственный ритм в форме волнообразной кривой в плане, образованный расположением фигур. Он подчеркивает форму и очертание условного пространственного слоя поверхности стены в масштабе всего храма.

Изображения, занимающие второй по высоте ряд, значительно разнообразнее по построении

Отдельные сцены остроумно объединены художником фигурами и архитектурными объектами, относящимися одновременно к двум соседним картинам.

Фигуры третьего верхнего ряда, размещенные на поверхности свода, принимают на себя кривизну сводов; изысканные пластичные движения их, изгибаясь по кривой, как бы сливаются со сводами. Утрировка поз и движений становится выразительной, вписываясь в сложную форму внутреннего пространства. Средствами обратной перспективы и приемами, маскирующими выделение отдельных сцен, созданием ритмической композиции Дионисию удалось изобразить целостное пространство по существу приближающееся к сферическому, а также создать условный пространственный слой за пределами поверхности стены.

Формирование пространства, его трансформация усилены средствами масштабной выразительности. Решающее значение имеют система расположения фресок и их размер. Крупному масштабу центральных фигур и симметричному их расположению на столбах соответствуют более свободные изображения на стенах и боковых сводах, Уменьшение фигур по мере их удаления от центра к периферии усиливает перспективность, зрительно раздвигая стены и одновременно подчеркивая монументальный масштаб небольшого пространства.

Взаимно перпендикулярные плоскости Из стереометрии известно, что две плоскости взаимно перпендикулярны, если одна из них проходит через перпендикуляр к другой. Через точку А можно провести множество плоскостей перпендикулярных данной плоскости a( f, h).

Садово-парковое искусство http://ftoe.ru/