Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Об условном развитии пространства, противопоставленном реальной статике архитектуры

Фактическая затесненность вестибюля, усиленная иллюзорной динамикой и преобладанием массы над пространством, рождает внутренний протест и активную потребность в раскрытии пространства. Разрядка наступает при переходе в длинный протяженный зал библиотеки, раскрытый также и в поперечном направлении рядом окон в боковых стенах

Микеланджело гениален здесь, как и во всех своих произведениях.

Особенно наглядно использование оптических корректив в таких памятниках, как Успенский собор в Московском Кремле и храм Рождества в Ферапонтове. Войдя в Успенский собор, вы отчетливо видите, что центральный квадрат зала, выделенный четырьмя колоннами, больше окружающих его квадратов. При переходе в центр храма еще острее читается контрастность перспективного сокращения. Второй план, т. е. стены, как бы приближаются к колоннам. Возникает неожиданная иллюзия уменьшения пространства храма. Объяснение следует искать, во-первых,— в сильных ракурсах и, во-вторых,— в увеличенных размерах фигур второго плана, зрительно сокращающих расстояние. Речь идет об укрупнении членений стен и иконостаса по сравнению с членениями столбов. Такая оптическая поправка условно сдвигает стены к центру и уменьшает пространство в представлении человека. И наоборот, зрительному уменьшению пространства храма по горизонтали противопоставлена динамика развития по вертикали. Перспектива уходящих вверх столбов, их расчлененность утрируют высоту последних. Динамика развивающегося по вертикали пространства становится решающей характеристикой величественного, возвышенного образа. Напряженность же, возникающая под воздействием горизонтальной динамики, иллюзорно сокращающей пространство, переходит таким образом в новое состояние подъема чувств.

Иначе можно представить себе прочтение пространства и оценку его в храме Рождества в Ферапонтове, где фрески Дионисия снимают напряжение и создают спокойный радостный мир, открывающийся перед человеком. Не повторяя исследований, проведенных И. Даниловой, Георгиевским и другими, где дана высокая оценка фрескам как художественному произведению, рассмотрим их в несколько ином аспекте. Задача заключается в том, чтобы понять, каким образом живописное произведение, обладающее большой силой воздействия, неотделимое от архитектуры храма, делает более ярким пространственный замысел.

Принципиальная особенность стенописи в том, что расположение фигур и отдельных сцен на столбах и сводах храма рассматривается художником как система, созданная в масштабе храма в целом, не потерявшая вместе с тем законченности каждой отдельной картины. Это относится к сценам Вселенского собора, занимающим нижний ряд, и к сценам второго ряда, а также к третьему верхнему ряду, расположенному в полукружиях, ограниченных сводами.

Взаимно перпендикулярные плоскости Из стереометрии известно, что две плоскости взаимно перпендикулярны, если одна из них проходит через перпендикуляр к другой. Через точку А можно провести множество плоскостей перпендикулярных данной плоскости a( f, h).