Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О сложном потоке воздействий на разных уровных переработки информации

За последние годы наука пришла к выводу, что эмоция возникает одновременно на уровне восприятия и на более высоком уровне мыслительного процесса. Выступая на одной из научных конференций, крупнейший физиолог П. К. Анохин подчеркнул эту мысль: «Мы испытываем чувство радости при встрече приятного нам человека, потому что сначала узнаем его и выделяем из сотни других. Находясь внутри здания и воспринимая окружающее, мы также должны раньше раскрыть что-то важное для себя, понять и оценить его, и тогда только нас может охватить чувство радости, восторга, потрясения прекрасным.

В результате многолетних экспериментов известный психолог А. Н. Соколов пришел к выводу об огромном значении внутренней речи и наглядного мышления. Он доказал, что, осуществляя взаимодействие человека и зрительно воспринимаемых образов, внутренняя речь становится важным механизмом мышления и позволяет проникнуть в сущность познаваемого [88]. При этом происходит переход от наглядных чувственно воспринимаемых сигналов к раскрытию знакомых предметов и элементов интерьера и далее к раскрытию идей. Вероятно, не все в архитектуре доступно проговариванию и пониманию, как и в каждом искусстве. Тем не менее, мысль человека, углубляясь от явления к сущности, раскрывает в интерьере идею порядка и развития пространства, идею тектонического осмысления, а также идею, устанавливающую место человека в этом пространстве, но, раскрывая ее, не раскрывает до конца.

Обобщение данных анализа показывает широкие возможности эмоционального языка архитектуры, раскрывающего художественное содержание архитектурного произведения.

Ленинские слова о том, что «мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности», а следовательно, познание объекта, начинаясь с его внешних свойств, идет к пониманию внутренних причинных связей, т. е. к раскрытию сущности, говорят о том, что наиболее употребительный по отношению к архитектуре термин «восприятие» не вмещает всей сложности познания архитектурного произведения. Раскрытие образа происходит не только на уровне восприятия, -о требует также включения высших психических функций и наглядного мышления. Доказанный современной психофизической наукой факт, что воздействие окружающей среды привходит на разных уровнях работы мозга (разных уровнях переработки --формации), начиная с допсихического уровня и кончая высшими психическими функциями, требует внимательного изучения вопроса применительно к архитектуре. Возникает необходимость проследить, как, последовательно переходя от низшего уровня к высшему, раскрывается сущность художественного образа. Именно тогда и становится понятным, что проблема художественного эмоционального языка архитектуры возникает как творческая проблема, а восприятие архитектурного произведения — как процесс сотворчества.

Призматоид - многогранник, ограниченный двумя многоугольниками, расположенными в параллельных плоскостях (они являются его основаниями); его боковые грани представляют собой треугольники и трапеции, вершины которых являются и вершинами   многоугольников оснований