Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О построении архитектурного пространства

Такие далеко отстоящие по времени и разные по назначению произведения архитектуры, как Парфенон, усадьба Архангельское и многие современные объекты, объединяются этой общей композиционной идеей.

Последовательное раскрытие пространства посредством переходов из низких затемненных переходов в широкие и высокие залы, характерное для итальянских дворцов и вилл Палладио, также формирует нарастание воздействий во времени.

Наглядной иллюстрацией контрастной смены пространств может служить серия генуэзских дворцов XVII в., где смена квадратных в плане вестибюлей, протяженных лестниц, двухсветных дворов и переходы в протяженные высокие залы особенно эффектны. Переход от неясности, неопределенное™ к закономерно организованному пространству может быть проиллюстрирован на примере Парламента в Чандигархе, где Ле Корбюзье, организуя движение внутри здания, отказывается от прямолинейных осей. Основной зал, размещенный в крытом дворе, смещен с центра. Движение человека в пространстве сложно. Понятие оси расширяется — это не прямая линия, она лишь ощущается в замысле и, что особенно важно, определяет направление, ведущее человека к цели. Корбюзье строит композицию на противопоставлении случайности закономерности сложного движения человека по пандусу с непроданными поворотами и неожиданными ракурсами, он завершает композицию переходом в зал заседаний правильной круглой формы в плане. Только в конце пути человек обретает порядок. Вертикальная ось круглого в плане зала придает строгость, значительность и величие этому пространству, завершающему развитие композиции. Таким образом, не только порядок, а более тонко задуманная интрига создают эмоциональную напряженность, ожидание. И когда переходе в новое строго упорядоченное пространство замысел проясняется, когда интрига раскрывается, тогда в результате обретения порядка и возникает чувство радости.

В среднеазиатском медресе композиция строго симметрична. Вход во внутренний двор организован через небольшую по размерам боковую дверь и темные переходы. Эффект неожиданного выхода в просторный внутренний двор, окруженный аркадой, особенно поразителен.

Проведенные обобщения убеждают в возможности прогнозировать различный характер эмоциональных переживаний человека во времени.

Контрасты противопоставления непредвиденной свободы и строгого порядка, чувственного и логического, ожидаемого и неожиданного, внося разнообразие в характеристику внутреннего пространства, усиливают восприятие упорядоченности, подчеркивают значение порядка.

Призматоид - многогранник, ограниченный двумя многоугольниками, расположенными в параллельных плоскостях (они являются его основаниями); его боковые грани представляют собой треугольники и трапеции, вершины которых являются и вершинами   многоугольников оснований

Конспекты лекций, лабораторные и задачи курсовых работ